Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Клокова А*** А*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 декабря 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Клокова А*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственному учреждению) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности - удовлетворить частично.
Признать за Клоковым А*** А*** право на включение в специальный стаж работы период с 01 июня 1999 г. по 10 августа 1999 г. в средней школе N *** города Ульяновска Ленинского РОО в должности преподавателя ОБЖ по совместительству.
В остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Клокова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клоков А.А. обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование иска указал, что 12 апреля 2012 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением УПФР (ГУ) в Железнодорожном районе города Ульяновска от 19 июля 2012 г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как специальный трудовой стаж составил только 19 лет 1 месяц 29 дней. Ответчиком не были зачислены в специальный трудовой стаж периоды работы : с 17 сентября 1997 г. по 30 сентября 1997 г.; с 11 августа 1999 г. по 31 августа 2004 г.; с 01 февраля 2005 г. по 31 августа 2006 г.; с 16 ноября 2006 г. по 25 января 2007 г. в должности начальник а отдела образования администрации Л***, с 01 июня 1999 г. по 10 августа 1999 г., период работы по совместительству в средней школе N *** города Ульяновска. Основанием для отказа послужило отсутствие в списках N 463 от 06 сентября 1991 г., N 1067 от 22 сентября 1999 г. и N 781 от 29 октября 2002 г. наименование должности "начальник" и учреждения "отдел образования". При рассмотрении периода работы в средней школе N *** основанием для отказа послужило отсутствие в трудовой книжке соответствующей записи.
П росил обязать ответчика зачесть в льготный стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости вышеуказанные периоды и назначить пенсию с 12 апреля 2012 г.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В апелляционной жалобе Клоков А.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что суд должен был руководствоваться перечнем учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования (приложение 1 к Рекомендациям о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений) в котором в разделе N5 указаны, в том числе и органы управления образованием и органы (структурные подразделения), осуществляющие руководство образовательными учреждениями и указаны, подлежащие применению "руководящие должности" специалистов. Таким образом, его должность начальника отдела образования прямо подпадает под действие закона о назначении досрочной трудовой пенсии., поскольку отдел образования Ленинского района г. Ульяновска - является органом управления образования, а должность начальника, является руководящей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что 12 апреля 2012 г. Клоков А.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ульяновска от 19 июля 2012 г. истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что специальный стаж Клокова А.А. на дату обращения составлял 19 лет 1 месяц и 29 дней. Комиссией в специальный стаж не был включен период работы истца в должности начальника отдела образования администрации Л***.
Разрешая дело и отказывая Клокову А.А. во включении в специальный стаж данного периода, суд первой инстанции сослался на то, что законодательство, действующее как в период работы истца в данной должности и действующее пенсионное законодательство не предусматривают включение работы в данной должности в стаж работы лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В указанном Списке, а также в ранее действовавших: Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствует наименование должности начальник отдела образования и учреждение "отдел образования".
Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.
Учитывая изложенное, вывод суда об отказе во включении в специальный стаж Клокова А.А. периодов его работы в должности начальника отдела образования а*** и об отказе в назначении, при отсутствии необходимого стажа, досрочной трудовой пенсии по старости, соответствует требованиям норм материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Довод жалобы со ссылкой на нормы, регулирующие порядок исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, не обоснован. Отношения по назначению пенсий регулируются пенсионным законодательством.
Доводы истца сводятся к иному (ошибочному) толкованию норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, не имеется.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
При рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Как следует из материалов дела, истцом в пенсионный орган так же были представлены сведения и документы, подтверждающие период его службы по призыву, однако ответчиком этот период не отражен, как включающийся в специальный стаж.
В период службы истца в армии по призыву с 2 ноября 1978 г. по 27 ноября 1980 г. действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, период службы Клокова А.А. в армии подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него соответствующего права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В связи с этим судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием о включении периоды службы истца по призыву в специальный стаж.
Судебная коллегия не усматривает достаточных правовых оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, которым отказано истцу в назначении пенсии. Поскольку с учетом включения периода с 01 июня 1999 г. по 10 августа 1999 г в специальный стаж Клокова А.А.и, учтенных пенсионным органом в бесспорном порядке, и 2 лет 0 месяца 26 дней службы в рядах Вооруженных Сил СССР, специальный стаж истца для назначения трудовой пенсии по старости не составил необходимых 25 лет. Таким образом, право на момент обращения за назначением пенсии истец не приобрел.
Вместе с тем Клоков А.А. не лишен возможности обратиться в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с учетом приобретенного им впоследствии специального стажа работы, связанной с осуществлением педагогической деятельности.
В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Клокова А*** А*** - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания:
Признать за Клоковым А*** А*** право на включение в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период службы в армии по призыву с 02 ноября 1978 года по 27 ноября 1980 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.