Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Васильевой Е.В. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Калмыковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Кямкиной М*** В***, Кямкина Ю*** Н*** - Терехиной О*** А***, представителя Кямкиной М*** В*** - Андреева К*** Г*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28 декабря 2012 г., по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кямкиной М*** В***, Кямкина Ю*** Н***, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К*** М*** Ю***, к федеральному государственному унитарному предприятию "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: город Ульяновск, улица Б***, дом ***, квартира ***, в порядке приватизации, отказать.
Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Кямкиной М.В. и ее представителей Андреева К.Г., Османова О.И. и Терехиной О.А., также представляющей по доверенности интересы Кямкина Ю.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кямкина М.В., Кямкин Ю.Н., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына - К*** М.Ю., обратились в суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации (ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России) о признании в порядке приватизации права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Ульяновск, ул. Б***, дом ***, кв.***.
Требования мотивировали тем, что проживают в указанной двухкомнатной квартире, относящейся к государственному жилищному фонду, на основании договор найма служебного жилого помещения. В ликвидационную комиссию ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России предоставлены все необходимые документы, однако в передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения было отказано со ссылкой на ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии с которой служебные помещения не подлежат приватизации. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничения в отношении спорного жилого помещения не зарегистрированы, следовательно, оно не является служебным жилым помещением и на него не распространяется ограничение на приватизацию.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федеральное казенное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и, рассмотрев по существу требования истцов, постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Кямкиных - Терехина О.А. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Не соглашается с выводами суда о том, что спорная квартира является служебным жилым помещением и на нее распространяются ограничения приватизации, установленные для служебного жилья. При этом ссылается на отсутствие государственной регистрации ограничений (обременений) в отношении квартиры и указывает, что в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42) и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежат внесению сведения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд.
Полагает недопустимым принятие в качестве доказательства не подписанной должностными лицами и не заверенной печатью копии решения исполнительного комитета Ульяновского городского Совета народных депутатов N 479 от 04.05.1989 г. о разрешении использовать квартиру N *** в доме N *** по ул.Б*** под служебное жилье.
Обращает внимание, что в 2006 году спорное жилое помещение не относилось к муниципальному жилищному фонду, соответственно, Глава администрации г. Ульяновска полномочиями на управление этим жильем не обладал и присваивать ему статус служебного не имел права.
Представитель Кямкиной М.В. - Андреев К.Г. в апелляционной жалобе так же просит отменить решение. В обоснование указывает, что в соответствии п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищное право граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 03.11.1998 г. N 25-П, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Также указывает, что когда спорная квартира предоставлялась Кямкиной М.В., военнослужащих, могущих претендовать на получение служебного жилья, в связи с ликвидацией войсковой части не осталось, ввиду чего статус и предназначение квартиры не могли остаться неизменными.
В суде апелляционной инстанции Кямкина М.В. и ее представители Андреев К.Г., Османов О.И. и Терехина О.А., также представляющая по доверенности интересы Кямкина Ю.Н., поддержали доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Как видно из материалов дела, двухкомнатная квартира N *** в доме N *** по ул. Б*** в г. Ульяновске является федеральной собственностью, относится к государственному жилищному фонду, находящемуся в ведении Министерства обороны РФ. Правом хозяйственного ведения на указанное жилое помещение, как следует из записи в реестре федерального имущества, обладает ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России.
Согласно приказу Министерства обороны РФ N 654 от 14.06.2010 г. ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России ликвидируется. Состав ликвидационной комиссии и ее полномочия определены приказом Главнокомандующего ВМФ N304 от 15.07.2010 г.
Из материалов дела следует также, что Кямкина М.В. приказом ВрИО председателя ликвидационной комиссии N 53 от 25.05.2012 г. принята на работу по срочному трудовому договору на должность с*** КПП ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России.
Решением ликвидационной комиссии от 30.05.2012 г. Кямкиной М.В. на состав семьи 3 человека предоставлена служебная двухкомнатная квартира N *** в доме N *** по ул. Б*** в г. Ульяновске.
30.05.2012 г. ВрИО председателя ликвидационной комиссии заключен с Кямкиной М.В. договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру.
Ранее Кямкина М.В. занимала комнату N *** в общежитии по ул. Б***, *** в г. Ульяновске.
Законом РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам Российской Федерации предоставляется право приобрести в собственность занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, за исключением служебных жилых помещений, а также жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков (ст.ст. 2, 4).
При этом законодатель предполагает, что подлежащие приватизации жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда занимаются гражданами на законных основаниях в порядке, предусмотренном нормами жилищного законодательства.
Заявляя требование о признании права собственности на квартиру N *** дома N *** по ул. Б*** в г. Ульяновске в порядке приватизации, Кямкина М.В. указала, что предоставленное ей жилое помещение служебным не является, соответственно, отсутствуют основания для отказа в передаче данного жилого помещения в ее собственность.
Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела суд установил, что спорное жилое помещение предоставлено Кямкиной М.В. в нарушение установленной процедуры предоставления жилых помещений в ведомстве Министерства обороны РФ, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы, приведенные представителями Кямкиной М.В. в апелляционных жалобах, не могут повлечь отмену решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, в частности, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций; принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.
При этом ни в соответствии с ранее действовавшим порядком предоставления жилых помещений военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил, определенным Инструкцией, утвержденной Приказом МО РФ от 15.02.2000 г. N 80, ни в соответствии с действующим в настоящее время порядком предоставления жилых помещений военнослужащим (Приказ МО РФ от 30.09.2010 г. N 1280) войсковые части и подведомственные Министерству обороны РФ предприятия не наделены правом заключения договоров найма на жилые помещения, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ.
В соответствии с действовавшим до 09.11.2010 г. порядком ордера на жилые помещения, находившиеся в ведении Министерства обороны РФ, выдавались соответствующими КЭЧ района.
Жилищный фонд, закрепленный за МО РФ, находившийся ранее в оперативном управлении ФГКЭУ "Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района", в настоящее время находится в оперативном управлении его правопреемника - ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Правом заключения договоров социального найма жилых помещений, находящихся в ведении МО РФ, в настоящее время обладают специализированные организации МО РФ, в данном случае для г. Ульяновска - ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ.
Устав ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России не предусматривает права руководителя предприятия на заключение договоров социального найма жилых помещений, относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении предприятия.
Не предоставлено такое право также руководителю ликвидационной комиссии по расформированию ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России, созданной приказом Главнокомандующего ВМФ от 15.07.2010 г. N 304.
Таким образом, принятое ликвидационной комиссией 30.05.2012 г. решение о предоставлении спорной квартиры Кямкиной М.В. и заключение с ней 30.05.2012г. ВрИО председателя ликвидационной комиссии договора найма служебного жилого помещения не порождает правовых последствий в виде права пользования данным жилым помещением и его последующей приватизации.
При таких обстоятельствах довод апелляционных жалоб об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих отнесение спорной квартиры к специализированному жилому фонду и включение ее в число служебных жилых помещений в установленном законом порядке, не имеет значения для разрешения спора.
Ссылка на то обстоятельство, что заключенный с истицей 30.05.2012 г. договор найма спорного жилого помещения не признан недействительным в судебном порядке, не влияет на правильность принятого судебного решения.
Статья 168 ГК РФ предусматривает ничтожность сделки, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов. Такая сделка в силу ст. 167 ГК РФ не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.
Последствия же недействительности ничтожной сделки могут быть применены судом по собственной инициативе (абз. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ).
С учетом приведенных правовых норм судебная коллегия полагает правильным решение суда об отказе в признании за Кямкиными права собственности в порядке приватизации на квартиру N *** в доме *** по ул.Б*** в г. Ульяновске.
В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2012 г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Кямкиной М*** В***, Кямкина Ю*** Н*** - Терехиной О*** А***, представителя Кямкиной М*** В*** - Андреева К*** Г*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.