Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Логинова Д.А., Костюниной Н.В.,
при секретаре Берхеевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования " Майнский район" Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 января 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования " Майнский район" Ульяновской области по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 N 400-ст. незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования " Майнский район" Ульяновской области в срок до 1 августа 2013 года в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 N 400-ст., обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования " Майнский район" Ульяновской области:
- монитором для отработки паспортов территорий и других рабочих документов - 2 шт.;
- системным блоком с характеристиками не менее: процессор Intel Core 2 Duo с тактовой частотой 2 ГГц, ОЗУ 2 Гб, Н DD 300 ГБ - 1 шт.;
- многофункциональным устройством (факс, принтер, сканер, копир) - 1 шт.;
- телефон с функцией записи переговоров - 1 шт.;
- профессиональный ЖК-панелью диагональю 40 (102 см для проведения видеоконференцсвязи) - 2 шт.;
- видеотерминалом - 1 шт.;
- микрофоном с обязательным ручным включением - 1 шт.;
- КВ радиостанцией - 1 шт.;
- монитором Srype - 1 шт.;
- миницифровой АТС с двумя системными аппаратами - 1 шт.;
- телекоммуникационным и кроссовым оборудованием (комплектация);
- приемником ГЛОНАСС - 1 шт.;
- прибором радиационного контроля - 1 шт.;
- метеостанцией Oregon - 1 шт.
Обязать администрацию муниципального образования " Майнский район" Ульяновской области в срок до 1 августа 2013 года обеспечить наличие в единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования " Майнский район" Ульяновской области прямых каналов связи с социальными и потенциально опасными объектами.
Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения представителя администрации МО " Майнский район" Ульяновской области Ярыгиной С.В. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Фомичева Д.Ю., полагавшего решение законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования " Майнский район" Ульяновской области (далее администрация МО " Майнский район") о признании незаконным бездействия по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования необходимым оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ, обязании администрации МО " Майнский район" обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу необходимым материально-техническим оборудованием.
В обоснование иска указал, что в нарушение норм ГОСТ Р 22.7.01-99 и Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (далее - ЕДДС) в ЕДДС МО " Майнский район" отсутствует надлежащее оснащение и оборудование. В наличии имеются лишь оргтехника и средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи.
Неисполнение администрацией МО " Майнский район" установленных законодательством обязанностей способствует несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу населения муниципального образования " Майнский район".
Просил признать незаконным бездействие администрации МО " Майнский район" по обеспечению ЕДДС муниципального образования оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 N 400-ст, и обязать ответчика в срок до 01.08.2013 обеспечить ЕДДС МО " Майнский район" следующим оснащением и оборудованием: монитором для отработки паспортов территорий и других рабочих документов - 2 шт.; системным блоком с характеристиками не менее: процессор Intel Core 2 Duo c тактовой частотой 2 ГГц, ОЗУ 2 ГБ, HDD 300 ГБ - 1 шт.; многофункциональным устройством (факс, принтер, сканер, копир) - 1 шт.; телефоном с функцией записи переговоров - 1 шт.; профессиональной ЖК-панелью диагональю 40" (102 см для проведения видеоконференцсвязи) - 2 шт.; видеотерминалом - 1 шт.; микрофоном с обязательным ручным включением - 1 шт.; КВ радиостанцией - 1 шт.; монитором Skype - 1 шт.; миницифровой АТС с двумя системными аппаратами - 1 шт.; телекоммуникационным и кроссовым оборудованием (комплектация); приёмником ГЛОНАСС - 1 шт.; прибором радиационного контроля - 1 шт.; метеостанцией Oregon - 1 шт. Также просил обязать ответчика в срок до 01.08.2013 обеспечить наличие в ЕДДС МО " Майнский район"
прямых каналов связи с социальными и потенциально опасными объектами.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с данным решением, администрация МО " Майнский район" Ульяновской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об отказе в иске.
В обоснование жалобы указывает, что положения ГОСТа Р 22.7.01-99 не дают администрации МО " Майнский район" четких указаний и не обязывают к покупке конкретной техники, указанной в решении суда. Суд не должен был ссылаться на Положение о ЕДДС муниципального образования, утвержденное решением Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 N5, поскольку оно не является нормативным правовым актом. Данное Положение не зарегистрировано и не опубликовано в установленном порядке. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N1009 утверждены "Правила подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". В соответствии с п.19 Правил нормативно-правовые акты, не прошедшие регистрацию в Минюсте России и официально не опубликованные, считаются не вступившими в силу и применяться не могут.
Бездействие администрации МО " Майнский район" Ульяновской области" не усматривается, так как администрацией была создана ЕДДС, и утверждена постановлением администрации на базе телефонного номера "112". ЕДДС в настоящее время функционирует и оснащена оборудованием.
Уточненные исковые требования были вручены представителю ответчика непосредственно перед началом судебного заседания 17.01.2013, ходатайство об отложении судебного заседания было необоснованно отклонено.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Майнского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО " Майнский район" N 1007 от 08.07.2010 года на территории МО " Майнский район" создана ЕДДС муниципального образования, которая функционирует на базе телефонного номера "112" в МЧС и оснащена факсом, компьютером (монитор и скайп), системой видеонаблюдения.
Вместе с тем, в ЕДДС МО " Майнский район" отсутствует необходимое для ее работы оснащение и оборудование: монитор для отработки паспортов территорий и других рабочих документов - 2 шт.; системный блок с характеристиками не менее: процессор Intel Core 2 Duo c тактовой частотой 2 ГГц, ОЗУ 2 ГБ, HDD 300 ГБ - 1 шт.; многофункциональное устройство (факс, принтер, сканер, копир) - 1 шт.; телефон с функцией записи переговоров - 1 шт.; профессиональная ЖК-панель диагональю 40" (102 см для проведения видеоконференцсвязи) - 2 шт.; видеотерминал - 1 шт.; микрофон с обязательным ручным включением - 1 шт.; КВ радиостанция - 1 шт.; монитор Skype - 1 шт.; миницифровая АТС с двумя системными аппаратами - 1 шт.; телекоммуникационное и кроссовое оборудование (комплектация); приемник ГЛОНАСС - 1 шт.; прибор радиационного контроля - 1 шт.; метеостанция Oregon - 1 шт. Кроме того, отсутствуют
прямые каналы связи с социальными и потенциально опасными объектами.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей К*** А.В., Ч*** М.С., Я*** Д.Г.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 4 вышеуказанного Закона устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение данной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона и указанным Постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Создание территориальных подсистем единой системы в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Органами повседневного управления Единой системы являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании пп ."г", " з" ч.2 ст.11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Как следует из п.4, п.9 Положения об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 12.10.2005 N 160, на каждом уровне областной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
В соответствии с п.30 данного Положения предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций.
Как следует из п.3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 N 400-ст (далее - ГОСТ Р 22.7.01-99), узел связи ЕДДС должен обеспечивать: прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.
Пунктом 3.11.2 ГОСТа Р 22.7.01-99 установлено, что для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.
Согласно п.1.4.7. Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 N 5 (далее - Положение о ЕДДС), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с п.1.4.8 Положения о ЕДДС средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер "112"; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
Как следует из п.3.4.1 Положения о ЕДДС требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1240-р.
Согласно п.3.4.2 Положения о ЕДДС в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.
Необходимость оснащения ЕДДС муниципального образования указанным выше оборудованием предусмотрена также Типовыми техническими требованиями по оборудованию комплексом средств автоматизации, средствами радиосвязи и глобальной навигационной спутниковой системой "ГЛОНАСС" помещений ЕДДС муниципальных образований в соответствии с "Типовым размещением ОДС ЕДДС муниципального образования", разработанными Приволжским региональным центром МЧС России.
Принимая во внимание, что финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и учитывая, что ЕДДС МО " Майнский район" не обеспечена надлежащим оснащением и оборудованием, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным и обязании ответчика обеспечить ЕДДС необходимым материально-техническим оборудованием.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что положения ГОСТ Р 22.7.01-99 не обязывают администрацию МО " Майнский район" к покупке конкретной техники и суд не должен был руководствоваться Положением о ЕДДС муниципального образования, поскольку оно не является правовым актом.
Указанное положение утверждено протоколом N5 КЧС и ОПБ Правительства РФ от 21.10.2011.
В соответствии с п.1 "Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 N 11 Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ Правительства РФ) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из п.п. "а", " д" п.4 указанного Положения, КЧС и ОПБ Правительства РФ с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Согласно п.9 Положения решения КЧС и ОПБ Правительства РФ, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия по делу не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования " Майнский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.