Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.
при секретаре Шаряевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 08 февраля 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Зотова С*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области *** от *** 2012 года об отказе Зотову С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Зотова С*** А*** период прохождения военной службы по призыву с ***.1987 г. по ***1989 г. (01 года 11 месяцев 01 день).
Признать за Зотовым С*** А*** право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области назначить Зотову С*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей с момента его обращения в УПФ РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении трудовой пенсии по старости с *** 2012 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области в пользу Зотова С*** А*** в возмещение судебных расходов 200 (двести) рублей.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Зотова С.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зотов С.А обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании включить период прохождения военной службы в армии по призыву в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование иска указал, что выработал необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области от *** 2012 года (протокол N 140) ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. Ответчик незаконно отказал во включении в специальный стаж периода прохождения истцом военной службы в армии по призыву с ***.1987 по ***.1989, поскольку в спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" N 1397 от 17.12.1959.
Просил признать решение Управления Пенсионного фонда РФ ГУ в Новомалыклинском районе Ульяновской области от *** 2012 года незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области включить в специальный стаж период прохождения военной службы в рядах Советской армии с ***.1987 по ***1989; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ***.2012 года.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области не соглашаясь с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Указывает, что суд при рассмотрении дела применил закон, не подлежащий применению, а именно: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Действующее на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии законодательство не предусматривает возможность включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж работы. Согласно определению Конституционного суда РФ от 06.03.2003 N107 "О содержании норм Закона от 17.12.2001 N173-ФЗ", сохранение права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости гарантируется гражданам, которые на момент введения в действие Закона "О трудовых пенсиях в РФ", имели 2/3 необходимого стажа работы. Поскольку на указанный период, педагогический стаж истца составлял 11 лет 4 мес. 8 дней, у суда не имелось оснований для удовлетворения его исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Как установлено в суде, истец Зотов С.А. *** 2012 года обратился в Управление Пенсионного фонд РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ссылаясь на наличие у него 25 лет педагогического стажа. анималась педагогиче ской деятельностью, воспитанием детелей
При этом Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новомалыклинском районе Ульяновской области (протокол *** от ***2012 года) ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в виду отсутствия необходимого специального стажа, не засчитан в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с ***1987 по ***.1989 (01 года 11 месяцев 01 день), поскольку данный период не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002 года N 781.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с ***.1987 по ***1989 (01 года 11 месяцев 01 день).
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.
Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.
В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Зотов С.А. проходил военную службу по призыву с ***1987 по ***.1989. Таким образом, период службы истца в рядах Вооруженных сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обоснованной является ссылка районного суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку с учетом включения спорного периода специальный стаж истца составил необходимые 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии с 16 ноября 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении пенсионным органом норм материального права и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не могут. Решение суда является законным и обоснованным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Зотова С.А, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 08 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.