Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,
при секретаре Мокеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации Засвияжского района г.Ульяновска Эйхман Т*** И*** на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 марта 2013 года, которым суд постановил:
Признать администрацию Засвияжского района г.Ульяновска (юридический адрес: г.Ульяновск, ул.А***, д.***, ИНН ***, КПП***, ОГРН ***), виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей в доход государства.
Выплату штрафа производить согласно реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), ИНН 7325052734, КПП 732501001, Р\с 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновска, БИК 047308001, ОКАТО 73401000000, КБК 14111628000016000140, наименование платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска администрации Засвияжского района г.Ульяновска привлечена к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Правонарушение выразилось в том, что 23.01.2013 в 15 часов 10 минут администрация Засвияжского района г.Ульяновска допустила нарушение требований пп.9.4, 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", выразившееся в отсутствии на ярмарке по адресу: г.Ульяновск, ул.Р***, д.*** раковин для мытья рук, а также реализацию продукции, в том числе домашнего приготовления, без сопроводительных документов, подтверждающих её качество, происхождение и безопасность.
Не согласившись с данным постановлением, защитник администрации Засвияжского района г.Ульяновска Эйхман Т.И. обжаловала его в Ульяновский областной суд.
В жалобе просит отменить постановление судьи районного суда.
В обоснование жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие защитника общества, её объяснения не заслушивались, права не разъяснялись, ей лишь вручили его копию. Протокол осмотра места совершения правонарушения от 23.01.2013 представителю администрации района не вручался. Кроме того, администрация района не является субъектом данного правонарушения, поскольку не наделена полномочиями по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На главу администрации Засвияжского района возложен контроль за работой, благоустройством и надлежащим санитарным состоянием торговых площадок, не связанный с разрешением вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Более того, санитарные правила не распространяются на торговую площадку по ул.Р***, ***, так как на ней реализуется сельскохозяйственная продукция непромышленного изготовления.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника администрации Засвияжского района г.Ульяновска Эйхман Т.И., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Данная норма права носит бланкетный (отсылочный) характер, поскольку административная ответственность устанавливается за нарушение конкретных требований законодательства, регулирующих отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Как следует из п.8.24. СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, в организациях торговли запрещается реализация продукции: без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; домашнего приготовления.
В соответствии с п.9.4 СП 2.3.6.1066-01 все стационарные организации мелкорозничной сети оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук.
Администрации Засвияжского района г.Ульяновска вменено нарушение указанных положений СП 2.3.6.1066-01, выразившихся в отсутствии на ярмарке по адресу: г.Ульяновск, ул.Р***, д.*** раковин для мытья рук, а также реализацию продукции, в том числе домашнего приготовления, без сопроводительных документов, подтверждающих её качество, происхождение и безопасность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1, 3 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Сделав вывод о виновности администрации Засвияжского района г.Ульяновска, судья принял во внимание протокол об административном правонарушении и протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.01.2013.
Вместе с тем, из положений ч.ч.3- 6 ст.28.2 КоАП РФ следует, что законный представитель юридического лица должен быть уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ему должны быть разъяснены права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, ему должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и дать свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Допустимо составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица лишь при наличии данных, подтверждающих факт надлежащего извещения юридического лица.
В нарушение данных требований защитнику администрации Засвияжского района г.Ульяновска Эйхман Т.И. предоставленные законом права не разъяснялись, она была лишена возможности ознакомиться с протоколом об административном правонарушении при его составлении и дать свои объяснения и замечания по содержанию протокола.
Опрошенный в ходе судебного разбирательства ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Г*** Р.Р., составлявший протокол об административном правонарушении, пояснил, что указанный протокол был составлен заранее, в отсутствие защитника администрации Засвияжского района г.Ульяновска, протокол вручался не им, а старшим специалистом Г*** М.В.
В соответствии с ч.6 ст.27.8 КоАП РФ копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
В нарушение указанных требований доказательства вручения копии протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.01.2013 представителю администрации Засвияжского района г.Ульяновска в материалах дела отсутствуют.
Допущенные нарушения процессуальных требований являются существенными. При указанных обстоятельствах протокол об административном правонарушении, также протокол осмотра помещений и находящихся там вещей и документов от 23.01.2013 не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку они были получены с нарушением требований закона.
В силу требований ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, это постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.
В связи с этим, постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 марта 2013 подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 марта 2013 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении администрации Засвияжского района г.Ульяновска прекратить.
Судья Д.А. Логинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.