Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б. ,
судей Костенко А.П., Маслюкова П.А.,
при секретаре Линник Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Галкина В*** А*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 февраля 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования администрации муниципального образования "Старомайнское городское поселение" к Галкину В*** А*** о понуждении к заключению договора на вывоз твердых бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Галкина В*** А*** заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов с лицензированной (специализированной) организацией.
Взыскать с Галкина В*** А*** государственную пошлину в доход бюджета МО "Старомайнский район" в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Костенко А.П., объяснения Галкина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации "Старомайнское городское поселение" - Стекловой П.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО "Старомайнское городское поселение" обратилась в суд с иском к Галкину В.А. о понуждении заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов. Требования мотивировала тем, что в соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация сбора и вывоза твердых отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Администрацией в рамках своих полномочий был определен исполнитель данной услуги - ООО "Г***", который имеет сертифицированный полигон для размещения ТБО, находящийся в минимальной отдаленности от МО "Старомайнское городское поселение". Советом депутатов МО "Старомайнское городское поселение" 29.11.2010 г. было принято решение N *** "Об утверждении Правил сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО "Старомайнское городское поселение", в котором п. 2.4. определено, что собственники отходов обязаны заключать договоры со специализированными предприятиями, учреждениями, организациями по вывозу бытовых отходов и мусора. Указанная информация была доведена администрацией до всех жителей п. Старая Майна. Ответчик также был об этом уведомлен, но договор заключить отказался, ссылаясь на отсутствие у него мусора. Факт отказа подтвердил письменным обращением. Игнорирование заключения договора на вывоз ТБО приведет к складированию мусора у контейнерных площадок, в связи с его не вывозом из-за больших объемов, что поставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей поселка и создаст опасность причинения вреда окружающей среде.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Галкин В.А. просит отменить решение суда. Указывает, что судом неправильно применен материальный закон и необоснованно на него возложена обязанность по заключению договора со специализированными предприятиями на вывоз ТБО. Также указывает, что он не нуждается в ежемесячном вывозе ТБО, так как объем его мусора не превышает 10 куб. см. По мнению автора жалобы, суд не учел то обстоятельство, что он является лицом с ограниченными возможностями и у него небольшой размер пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Из дела следует, что Галкин В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: р.п. Старая Майна, ул. В***.
Администрация МО "Старомайнское городское поселение" обращаясь с заявленными требованиями, полагала, что Галкин В.А. являясь собственником указанного жилого дома и соответственно собственником отходов, обязан заключить договор со специализированными предприятиями, учреждениями, организациями по вывозу бытовых отходов и мусора. В противном случае он поставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей поселка р.п. Старая Майна.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования администрации МО "Старомайнское городское поселение", суд первой инстанции исходил из того, что решением Совета депутатов от 29.11.2010г. были утверждены Правила сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО "Старомайнское городское поселение", согласно п.2.4 которых на собственников отходов возложена обязанность заключать договоры со специализированными предприятиями, учреждениями, организациями по вывозу бытовых отходов и мусора.
Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствуют о том, что для обеспечения надлежащего санитарного состояния МО "Старомайнское городское поселение" на Галкина В.А., как на жителя данного поселения необходимо возложить обязанность по заключению договора со специализированными предприятиями, учреждениями, организациями по вывозу бытовых отходов и мусора.
Согласиться с выводом суда первой инстанции не представляется возможным, поскольку он не основан на законе.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Возложение указанной обязанности на органы местного самоуправления предусмотрено и ст. 8 Устава МО "Старомайнское городское поселение".
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При этом для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155).
Учитывая приведенные положения норм права, у суда первой инстанции не было оснований возлагать обязанность на Галкина В.А. на заключение договора со специализированными предприятиями, учреждениями, организациями по вывозу бытовых отходов и мусора, поскольку организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Действующим законодательством не установлено возложение этой обязанности на граждан, проживающих на территории муниципального образования, к которым относится и истец.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции. Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации МО "Старомайнское городское поселение" об обязании Галкина В.А. заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов отказать.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 февраля 2013 года отменить. Постановить по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований администрации МО "Старомайнское городское поселение" об обязании Галкина В.А. заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.