Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Грудкиной Т.М. и Казаковой М.В.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 марта 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска об отказе во включении Зайцева И*** В*** в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы незаконным.
Обязать администрацию города Ульяновска восстановить Зайцева И*** В*** с составом семьи 3 человека в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя истца Митряевой Е.Н., третьего лица Зайцевой А.Н., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцев И.В. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным решения об отказе во включении в список участников подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, обязании ответчика восстановить его с составом семьи из трех человек в очереди в списках подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование иска указал, что 24 августа 2007 г. между Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ и Зайцевым И.В., Зайцевой А.Н., Миридоновым Н. В был заключен кредитный договор N *** на сумму 1 490 022 рублей под 12,25 процентов годовых на участие в долевом строительстве трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, мкр.9 "Свияга".
Решением Комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г. от 11 июня 2009 г. его семья в составе 3-х человек (муж, жена и дочь) признана участником вышеназванной подпрограммы.
Он ежегодно подтверждал свое право на участие в данной программе. В связи с семейными обстоятельствами в апреле 2012 г. истец с семьей поменяли квартиру, приобретенную по ипотечному кредиту по программе "Молодая семья" на аналогичную квартиру в Ленинском районе, расположенную по адресу: г. Ульяновск, б-р А*** (посредством заключения договора купли-продажи). 11 июля 2012 г. семья истца зарегистрировалась по данному адресу.
29 января 2013 г. ответчиком был выдан отказ в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и невозможности включения в списки участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 г. со ссылкой на ст. 51 ЖК РФ.
Данное решение истец считает незаконным и необоснованным.
Полагал, что изменение жилого объекта (с трехкомнатной квартиры по адресу: г. Ульяновск, ул. Х*** на аналогичную по характеристикам, стоимости и метражу трехкомнатную квартиру по адресу: г. Ульяновск, бульвар А***) не может явиться основанием для исключения из списков участников программы, поскольку в данном случае имеет место не приобретение нуждающейся семьей еще одного жилого помещения, а лишь обмен квартиры. При вынесении решения, ответчиком не учтено то обстоятельство, что имеющаяся в собственности на сегодняшний день квартира по-прежнему приобретена в частности за счет средств предоставленного ипотечного кредита.
К делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: привлечены Министерство внутренней политики Ульяновской области, ОАО "Сбербанк России", Зайцева А*** Н***
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что истцу обоснованно отказано в признании ее семьи нуждающейся, поскольку семья обеспечена необходимой учетной нормой жилой площади. В настоящее время жилое помещение по адресу ул. Х*** отсутствует, и сумма субсидий не может быть направлена на погашение несуществующего жилья.
В возражении на апелляционную жалобу представитель Зайцева И. - Митряева Е.Н. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Материалами дела установлено, что на основании решения Комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Протокол N 14) семья Зайцева И.В. в составе 3-х человек была признана участником вышеназванной программы.
Согласно протокола N 27 заседания Комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации города Ульяновска от 20 декабря 2012 г. семье Зайцева И.В. в составе 3-х человек отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, во включении в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Поводом к отказу явилось то, что приобретенная на кредитные средства квартира по адресу: г. Ульяновск, ул. Х***. 5 апреля 2012 г. Зайцевой А.Н., действующей за себя и свою несовершеннолетнюю дочь Зайцеву Е.И., была продана.
5 апреля 2012 г. Зайцева А.Н., действующая за себя и свою несовершеннолетнюю дочь Зайцеву Е.И., купила трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Ульяновск, бульвар А*** общей площадью 72,8 кв. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 27 февраля 2013 г. указанное жилое помещение находится в общей долевой собственности Зайцевой А.Н. (доля в праве 4/5) и Зайцевой Е.И. (доля в праве 1/5).
Принимая решение об удовлетворении заявленных Зайцевым И.В. требований о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении исковых требований, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Во втором предложении абзаца второго раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы установлено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Подпунктом "г" пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.
Решением Ульяновской Городской Думы от 09.08.2006 N 123 (ред. от 28.04.2010) "Об утверждении муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы" так же было предусмотрено право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 года за N 31/281-П была утверждена Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, по условиям которой участниками могут стать семьи, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, одного и более детей, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Согласно указанному Постановлению социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным (жилищным) кредитам (займам) на приобретение жилого помещения или строительства объекта индивидуального строительства, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Судом установлено, что на момент приобретения квартиры и заключения кредитного договора семья истца являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и была включена в список молодых семей - участников подпрограммы.
Кредит на приобретение жилья не был погашен на момент рассмотрения спора.
Согласно пункту 13 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей - участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы", утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 26.08.2011 N 408-П основаниями для исключения молодой семьи из списка являются:
а) выявление недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;
б) реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) местных бюджетов;
в) достижение одним из супругов (родителем в неполной семье) возраста 36 лет до принятия Правительством Ульяновской области решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году;
г) расторжение брака в молодых семьях, не имеющих детей;
д) отзыв согласия на обработку персональных данных;
е) улучшение жилищных условий, за исключением случаев улучшения жилищных условий с использованием ипотечного (жилищного) кредита (займа), оформленного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно;
ж) письменное заявление членов молодой семьи об исключении из списка;
з) непредставление документов после включения семьи в список претендентов в указанный срок без уведомления органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, включившего семью в список участников Программы;
и) отсутствие остатка суммы долга по ипотечному (жилищному) кредиту, оформленному до 01.01.2011, при помощи которого были улучшены жилищные условия;
к) получение свидетельства на право получения социальной выплаты.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанных оснований для исключения истца из участия в подпрограмме, у ответчика не было. То обстоятельство, что семья истца продала квартиру, приобретенную в 2007 году, и на полученные деньги приобрела аналогичную квартиру в другом районе города, не влечет изменения статуса семьи истца - участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Поскольку в результате данных сделок изменения в жилищных условиях семьи истца не произошло. Поскольку улучшение улучшения жилищных условий у истцов произошло с использованием ипотечного (жилищного) кредита (займа), оформленного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, что не может служить основанием для исключения из подпрограммы.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.