Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Грудкиной Т.М.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Горшковой Л*** М*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 марта 2013 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Горшковой Л*** М*** к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Горшковой Л.М., ее представителя - Гордеева А.Н., представителя третьего лица - УПФ РФ по Ульяновской области - Барановой Т.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшкова Л.М. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет. В обоснование иска указала, что с ***.1983 по ***.2001 работала в органах социального обеспечения и социальной защиты населения Ульяновской области на должностях инспектора, заместителя начальника второго отдела начисления и выплаты пенсий и пособий, начальника, а затем главного специалиста того же отдела.
***2001 в связи с передачей полномочий по назначению и выплате государственных пенсий Отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области была уволена из Комитета социальной защиты населения Ульяновской области в порядке перевода на работу в указанное отделение пенсионного фонда в соответствие с п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ.
***2012 уволилась из отделения Пенсионного фонда РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту (по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ).
Поскольку стаж ее государственной гражданской службы составил 18 лет 9 месяцев 12 дней, она обратилась с заявлением в Министерство труда и социального развития Ульяновской области о назначении ей пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы на основании Закона Ульяновской области от 09.11.2010 N 179-ЗО "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области". Однако ей в этом было отказано в связи с тем, что из отдела пенсий и компенсаций Комитета социальной защиты населения Ульяновской области она была уволена по основанию, не предусмотренному вышеуказанным Законом Ульяновской области. Полагала отказ незаконным, так как в 2001 году фактически уволена по сокращению штатов, что дает ей право на получение пенсии за выслугу лет.
Просила признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы в Комитете социальной защиты населения Ульяновской области за период с ***1983 по ***2001 и обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет с ***.2012.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Горшкова Л.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что суд оставил без внимания сложившиеся на момент ее увольнения из КЗСН Ульяновской области обстоятельства. Фактически сотрудники КСЗН Ульяновской области должны были увольняться по сокращению штатов, однако, несмотря на имеющие место предупреждение об увольнении, соответствующий приказ, увольнение произведено по иному основанию -в порядке перевода. Ее увольнение по данному основанию носило вынужденных характер, поскольку в противном случае она осталась бы без работы. Суд не учел положения подп.2,5 ч.2 ст. 31 Федерального закона N 57-ФЗ от 05.04.2013 "О внесении изменений в Закон "О государственной гражданской службе РФ", согласно которой при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в том государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа либо в другом государственном органе. В этом случае гражданский служащий предупреждается об увольнении по сокращению штатов и ему должны быть предложены все имеющиеся вакантные должности в государственном органе, создаваемом взамен упраздненного, либо в иных государственных органах. Данное положение свидетельствует о том, что ее увольнение произведено с нарушением порядка, установленного трудовым законодательством и положениями законодательства о государственной службе.
Дело рассмотрено в отсутствии Министерства труда и социального развития Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании Горшкова Л.М., ее представитель - Гордеев А.Н., представитель третьего лица - УПФ РФ по Ульяновской области - Баранова Т.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Горшкова Л.М. с *** 1983 по ***2001 работала в Комитете социальной защиты населения Ульяновской области в должности инспектора, заместителя начальника второго отдела начисления и выплаты пенсий и пособий, начальника, главного специалиста того же отдела.
Приказом Комитета социальной защиты населения администрации Ульяновской области от ***2001 численность штата комитета, в том числе и должность истицы, была сокращена на 26 штатных единиц в связи с передачей полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.
Между тем ***2001 Горшкова Л.М. уволена из Комитета социальной защиты населения Ульяновской области в порядке перевода в отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, то есть по п.5 ст.29 КЗоТ РФ.
На момент увольнения с государственной гражданской службы права на трудовую пенсию истица не имела. Трудовая пенсия по старости истице назначена с ***2007.
***.2012 Горшкова Л.М. обратилась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением о назначении ей пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Ульяновской области от 09.11.2010 N179-ЗО "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области".
Ответчиком ей в этом было отказано в связи с несоответствием основания увольнения с гражданской службы основаниям увольнения, указанным в абз.3 ч.1 ст. 4 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 179-ЗО "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области".
Полагая отказ незаконным, истица просила признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет как гражданскому служащему Ульяновской области и обязать ответчика назначить ей такую пенсию.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Горшковой Л.М., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 4 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 N 179-ОЗ "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области" гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 5-9 части 1 статьи 33 , пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части.
Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
Частью 1.1 той же статьи предусмотрено, что гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.
Кроме того, статьей 3 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 N 179-ОЗ установлено, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, замещавшие по состоянию на 16 августа 1995 года и позднее должности гражданской службы.
Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет необходимо увольнение с гражданской службы по определенным основаниям, среди которых увольнение в порядке перевода к другому работодателю не предусмотрено.
Действовавшее в период увольнения истицы с государственной службы законодательство также не предусматривало возможности назначения пенсии за выслугу лет в случае увольнения в порядке перевода к другому работодателю.
В частности, статьей 25 Федерального закона N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливалось, что государственная служба прекращается по основаниям, предусмотренном законодательством Российской Федерации о труде, а также по инициативе руководителя государственного органа в указанных законом случаях.
Аналогичное положение содержалось в ст. 25 Закона Ульяновской области от 12.07.1996 N 003-ЗО "О государственной службе Ульяновской области", действовавшего до 29.08.2002.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 (в ред. Указов от 15.06.1999 N 755, от 13.12.2000 N 2005) "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" были установлены дополнительные социальные гарантии для названной в этом Указе категории лиц, в том числе доплата к государственной пенсии.
При этом положения Указа не распространялись на лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств (пункт 10).
Во исполнение данного Указа Президента РФ постановлением Главы администрации Ульяновской области от 01.03.2000 N 49 было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ульяновской области и государственные должности государственной службы области (действовавшее до августа 2002 года).
Согласно пункту 4 указанного Положения право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имели лица, замещавшие государственные должности государственной службы Ульяновской области, стаж государственной службы которых составлял не менее 15 лет и уволенные по одному из указанных в этом же пункте оснований, среди которых "перевод к другому работодателю" отсутствовал.
Таким образом, поскольку основание увольнения является одним из условий назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Ульяновской области, а Горшкова Л.М. была уволена по основанию, не предусмотренному Законом Ульяновской области от 09.11.2010 N179-ОЗ "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области", а также ранее действовавшим Положением Главы администрации Ульяновской области от 01.03.2000 N 49, у нее не возникло права на получение такой пенсии.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
Доводы, приведенные Горшковой Л.М. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.
В частности, ссылки на фактическое увольнение в 2001 "по сокращению штатов" являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Так суд правильно указал, что Горшкова Л.М. была уволена по одному из оснований, указанному в статье 29 действовавшего на тот период Кодекса Законов о труде Российской Федерации, что не противоречило положениям Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Согласно КЗоТ РФ перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность предусматривался в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора (контракта) (п.5 ст. 29) наряду с увольнением по сокращению штата предприятия (п. 4 ст. 33).
Определение условий назначения ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации, который в данном случае не предусмотрел возможность назначения таких доплат служащим, уволенным с гражданской службы по основанию, предусмотренному п.5 ст. 29 КЗоТ РФ (в настоящее время п.5 ст. 77 ТК РФ).
Доводы жалобы Горшковой Л.М. относительно того, что суд не учел действующие положения ст. 31 Федерального закона N 57-ФЗ от 05.04.2013 "О внесении изменений в Закон "О государственной гражданской службе РФ", правильность выводов суда не опровергают, поскольку указанная норма предусматривает наступление правовых последствий, установленных п.5 ч.1 ст. 33 Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в случае перевода служащего в другой государственный орган.
Пенсионный фонд Российской Федерации, согласно п.1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, является самостоятельным финансово - кредитным учреждением (а не государственным органом), в связи с чем указанные истицей положения действующего законодательстве о государственной службе не могут быть применены.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горшковой Л*** М*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.