Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Грудкиной Т.М. и Казаковой М.В.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Петряниной О*** Е***, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 01 апреля 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Петряниной О*** Е*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г.Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение
) в Заволжском районе города Ульяновска зачесть Петряниной О*** Е*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды ее работы с 16.01.1993 по 13.11.2002 в должности врача стоматолога лечебно-оздоровительного центра закрытого акционерного общества "А***".
В удовлетворении остальной части исковых требований Петряниной О*** Е*** отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Петряниной О.Е., представителя 3-го лица ООО "В***" Салминой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы истицы и возражавших против доводов жалобы ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрянина О.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 11.11.2012 она обратилась в УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.12.2012 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
При этом в специальный стаж истца ответчиком не были зачтены периоды ее работы с 16.01.1993 по 31.05.2004 в должности врача стоматолога лечебно-оздоровительного центра ЗАО "А***", так как данное учреждение не поименовано в Списках и Правилах, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 года, Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.
Решение ответчика считала незаконным.
Просила признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 10.12.2012 N118892, включить в медицинский стаж периоды работы с 16.01.1993 по 31.05.2004 в должности врача стоматолога лечебно-оздоровительного центра ЗАО "А***", назначить трудовую пенсию с 11.10.2012.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом необоснованно включен в специальный стаж истца период его работы с 01.11.1999 по 13.11.2002г. поскольку Список от 06.09.1991г. N 464 на данный период не распространялся и не распространяется, так как данный список действовал только в отношении периодов работы до 01.11.1999г. Полагает, что суд при включении в стаж периода работы истца с 16.01.1993г. по 31.10.1999г. не правильно истолковал закон, а именно список профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с деятельностью в учреждениях здравоохрания, утвержденный. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464. . В нарушение норм процессуального права принято решение, обязывающее ответчика произвести определенные действия в будущем.
В апелляционной жалобе Петрянина О.Е. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Считает, что отсутствие ЗАО "А***"и лечебно-оздоровительного центра ЗАО "А***" в Списках, утвержденных Правительством, не является основанием для отказа включения периода ее работы в должности врача стоматолога в специальный стаж. При этом в материалах дела имеются лицензии выданные ЛОЦ на осуществление медицинской деятельности. Автор жалобы в обоснование доводов ссылается на судебную практику Заволжского районного суда по гражданским делам.
В возражении на апелляционную жалобу ООО "А***" просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области
От представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, Петрянина О.Е., 19.03.1960 года рождения, обратилась в УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска N 118892 от 10.12.2012 истице отказано в назначении вышеуказанной пенсии. Свой отказ комиссия мотивировала тем, что у Петряниной О.Е. отсутствует специальный стаж, необходимый для назначении пенсии, на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составляет 18 лет 7 месяцев 22 дней.
При этом в специальный стаж истицы в числе прочих, не был засчитан период ее работы с 16.01.1993 по 31.05.2004 в должности врача стоматолога отделения лечебной и восстановительной терапии поликлиники восстановительного лечения ЗАО "А***", так как данное учреждение не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в Списках и Правилах, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 года, и Списках и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы с 16.01.1993г. по 13.11.2002г.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
На момент осуществления Петряниной О.Е. деятельности врача стоматолога лечебно-оздоровительного центра ЗАО "А***", действовал утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который не конкретизировал понятие содержащихся в нем определений "лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения".
Действовавшим законодательством (ст. 81 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации") предусматривалось назначение пенсии при определенной выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. При этом назначение пенсии не связывалось с выполнением работы в учреждениях здравоохранения.
Дав анализ приведенным нормативно-правовым актам, суд первой инстанции правильно расценил периоды работы истицы с 16.01.1993г. по 13.11.2002 г., имевшие место до изменения Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, как подлежащие зачету в соответствующий специальный стаж.
Оснований для включения последующего периода работы Петряниной О.Е. с 14.11.2002г. по 31.05.2004г. в должности врача стоматолога лечебно-оздоровительного центра ЗАО "А***" в специальный стаж не имеется.
Как правильно указал суд первой инстанции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 Список, в отличие от ранее действовавших нормативно-правовых актов, конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению нераскрытые в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения".
Названным Списком лечебно-оздоровительные центры не отнесены к учреждениям здравоохранения.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалоб судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 01 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Петряниной О*** Е***, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.