Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Грудкиной Т.М., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Атногуловой И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Китова А*** Н*** удовлетворить.
Признать за Китовым А*** Н*** право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области назначить Китову А*** Н*** досрочную трудовую пенсию по старости с 05.03.2013 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Сурском районе Ульяновской области в пользу Китова А*** Н*** расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Китов А.Н. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что ответчиком отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью решением от 11.03.2013 из-за отсутствия необходимого специального стажа, который по подсчету ответчика составляет 23 года 6 месяцев 15 дней вместо требуемых 25 лет. При этом в специальный стаж не был засчитан период службы в армии с 04.05.1984 по 21.04.1986. Считает решение комиссии необоснованным и незаконным.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. Указывает, что при вынесении решения суд неправильно применил Постановление Совета Министров от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет сотрудникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, применив при этом только те положения закона, которые выгодны истцу. Считает, что период службы истца в ВС СССР нельзя засчитать в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено Списками N781, действующими на момент обращения истца за пенсией, а также Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516. Кроме того, полагает, что право на включение в специальный стаж оспариваемого периода могло быть у истца, если бы на момент отмены действия Списков от 17.12.1959 N1397 он отработал не менее 2/3 требуемого стажа. Поскольку указанный стаж у истца отсутствовал, правовых оснований для назначения досрочной трудовой пенсии не имелось.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Материалами дела установлено, что 05.03.2013 Китов А.Н. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФ РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области N *** от ***.03.2013 Китову А.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По расчету ответчика специальный педагогический стаж истца составляет 23 года 6 месяцев 15 дней вместо требуемых 25 лет.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 04.05.1984 по 21.04.1986.
В силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 этой же нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.
Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.
В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Китов А.Н. проходил военную службу по призыву с 04.05.1984 по 21.04.1986. Таким образом, период службы истца в рядах Вооруженных сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку с учетом включения спорного периода специальный стаж истца составил необходимые 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии с 05.03.2013.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении пенсионным органом норм материального права и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не могут. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.