Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 20 августа 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чернуцкого Н*** Н*** на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 20 июня 2013 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чернуцкого Н*** Н*** о признании незаконными действий Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области об отказе в выплате денежной компенсации расходов на лечение в 2012 году и праве на медицинское обслуживание в ФГУЗ "Медико-санитарная часть УВД по Ульяновской области", об отказе в выделении путевки на санаторное лечение в 2013 году, а также взыскании судебных издержек (возврате госпошлины) в размере 200 руб. - отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернуцкий Н.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области о признании незаконными действий об отказе в выплате денежной компенсации расходов на лечение и в выделении путевки на санаторное лечение незаконными, предоставление ему права на медицинское обслуживание в ФГУЗ "Медико-санитарная часть УВЛ по Ульяновской области".
В обоснование иска указал, что он является пенсионером УФСИН России по Ульяновской области. 11.12.2012 направил ответчику обращение с просьбой выплатить денежную компенсацию расходов на лечение в 2012 году и заявление о выделении ему путевки на санаторное лечение. Однако УФСИН России по Ульяновской области 15.03.2013 ответило ему отказом на том основании, что он не имеет права как на медицинское обслуживание в ФГУЗ "МСЧ УВД Ульяновской области", так и на бесплатное обеспечение путевкой на санаторное лечение, поскольку основанием увольнения истца явилось нарушение условий контракта.
Не соглашаясь с этим, Чернуцкий Н.Н. просил признать действия УФСИН России по Ульяновской области об отказе выплате денежной компенсации расходов на лечение в 2012 году и праве на медицинское обслуживание в ФГУЗ "Медико-санитарная часть УВД по Ульяновской области", об отказе в выделении путевки на санаторное лечение в 2013 году - незаконными; взыскать с ответчика судебные расходы.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Чернуцкий Н.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что является пенсионером УФСИН России по Ульяновской области, многократно поощрялся за службу, имеет награды III , II , I степени. Считает, что в соответствии с законодательством РФ при увольнении он имел и имеет право в настоящее время на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД РФ, а также на оплату санаторно-курортное лечение в санаториях. Полагает, что своими действиями УФСИН России по Ульяновской области грубо нарушил требования Конституции РФ, ст.64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного совета РФ от 23.12.1992 N4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ", Приказа Минюста РФ от 12.12.2006 N358 "Об утверждении Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе".
Дело рассмотрено в отсутствии истца Чернуцкого Н.Н. извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Чернуцкий Н.Н. проходил службу в Уголовно-исполнительной системе с 01.07.1993 по 03.07.2008 на разных должностях, последняя занимаемая им должность перед увольнением - старший инспектор организационно-аналитической группы ФБУТ УФСИН России по Ульяновской области. Приказом начальника УФСИН России по Ульяновской области *** от 03.07.2008 Чернуцкий Н.Н. уволен с занимаемой должности по п. "д" ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ (за нарушение условий контракта (по вине сотрудника).
С 04.07.2008 Чернуцкому Н.Н. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
11.12.2012 истец обращался с заявлениями на имя начальника УФСИН России по Ульяновской области о компенсации расходов на лечение в 2012 году в сумме 3 114 руб. 80 коп., и выделении путевку на санаторное лечение в 2013 году.
Письмами за *** от 15.03.2012 и *** от 17.04.2013 Чернуцкому Н.Н. было отказано в компенсации расходов на лечение, а также обеспечение бесплатной путевкой в санаторий, поскольку он не имеет права на медицинское обслуживание в ФГУЗ "МСЧ УВД Ульяновской области" и на выделение путевки на санаторно-курортное лечение в санаториях и домах отдыха системы МВД и ФСИН России, поскольку был уволен со службы в УФСИН России по Ульяновской области по п. "д" ст. 58 Положения (в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника). Кроме того, указано, что компенсация расходов на лечение пенсионерам законодательством РФ не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 1"б" "Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России) на предусмотренные настоящими Правилами цели, оказывается в том числе сотрудникам уголовно-исполнительной системы, лицам, уволенным со службы по основаниям, предусмотренным пунктами "а" - "г" и "е" - "з" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, в том числе обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских учреждений системы МВД России, - бесплатно.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 5 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2013.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в действие с 01.01.2013), гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона в том числе за нарушение условий контракта, члены его семьи и лица, находящиеся на иждивении сотрудника и проживающие совместно с ним, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В статье 1 данного Закона указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные, в том числе, с медицинским обеспечением граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Аналогичные положения содержат и нормативные акты, принятые и действовавшие до 01.01.2013, и продолжающие действовать в настоящее время
Так, в Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 12.12.2006 N 358 указано, что право на получение бесплатной путевки имеют сотрудники, уволенные со службы по основаниям, предусмотренным пунктами "а" - "г" и "е" - "з" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, с правом на пенсию, имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении) и направленные после госпитального лечения в санатории для продолжения лечения.
В пункте 2 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N911, предусмотрено, что путевки предоставляются на безвозмездной основе за счет средств соответствующих федеральных органов исполнительной власти в соответствии с заключением ВВК по месту лечения о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. При этом указанные Правила также распространяются только на сотрудников уголовно-исполнительной системы, уволенных со службы по основаниям, предусмотренным пунктами "а" - "г" и "е" - "з" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 N 320 утверждены Правила предоставления бесплатных путевок в медицинские организации (санаторно-курортные организации) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, в пункте 3 которых указано, что бесплатные путевки предоставляются гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющим стаж службы (выслугу лет) 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в этих учреждениях и органах по порочащим основаниям, в том числе за нарушение условий контракта .
Каким-либо нормативным документом выплата компенсации понесенных расходов на лечение сотрудникам УИС, а также лицам уволенным со службы, не предусмотрена.
Поскольку Чернуцкий Н.Н. был уволен со службы по п. "д" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, за нарушение условий контракта (по вине сотрудника), приказ об увольнении в установленные законом сроки оспорен не был, суд правильно на основании вышеприведенных норм закона пришел к выводу о том, что истец не имеет права на бесплатное медицинское обслуживание, компенсацию расходов на лечение и предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, признав отказ УФСИН России по Ульяновской области Чернуцкому Н.Н. в компенсации расходов на лечение в 2012 году и предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности увольнения истца по п. "д" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел, т.е. за нарушение условий контракта, а также ссылка на имеющиеся у истца поощрения и награды, правового значения для настоящего спора не имеют.
Так, увольнение истца со службы по порочащему основанию не оспаривалось и незаконным не признано. Имеющиеся у истца поощрения и награды отдельным основанием для предоставления дополнительных социальных гарантий при условии его увольнения по указанному выше основанию не являются.
В остальной части доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Поскольку как ранее действовавшее законодательство, так и вступивший в силу с 01.01.2013 Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают предоставление таких социальных гарантий как медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России), а также бесплатное либо с частичной оплатой обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение только лицам, имеющим выслугу боле 20 лет, в том числе в льготном исчислении, и уволенным со службы не по порочащим основаниям, довод апелляционной жалобы о том, что вновь принятый закон ухудшает положение истца и не должен иметь обратной силы является не состоятельным.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 20 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чернуцкого Н*** Н*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.