Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Костюниной Н.В., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Шаряевой Л.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Евзтафиадис Г*** М*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02 июля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Российской Федерации - удовлетворить.
Признать постановку на учет по месту пребывания Абдуллаева Х*** З***, *** *** *** года рождения, гражданина У***, по адресу: город Ульяновск, проспект С***, ****, недействительной.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области снять Абдуллаева Х*** З***, *** *** *** года рождения, гражданина У***, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: город Ульяновск, проспект С***, ****.
Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации к Евзтафиадис Г.М., Абдуллаеву Х.З., Управлению федеральной миграционной службы по Ульяновской области (далее по тексту - УФМС по Ульяновской области) о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять с миграционного учета.
В обосновании требований указал, что в рамках надзорных полномочий прокуратурой Заволжского района города Ульяновска установлено, что Евзтафиадис Г.М., зарегистрированная по адресу: город Ульяновск, проспект С***, ****, оформляла уведомления о временном пребывании по указанному адресу граждан иностранных государств.
В настоящее время по указанному адресу по месту пребывания поставлены на учет более 160 граждан иностранных государств, в числе которых ответчик Абдуллаев Х.З. Однако, фактически Абдуллаев Х.З. по указанному адресу не проживает, его регистрация по данному адресу носит фиктивный характер, в связи с чем, является недействительной.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать постановку на учет по месту пребывания Абдуллаева Х.З., гражданина Республики У***, по адресу: город Ульяновск, проспект С***, ****, недействительной; обязать УФМС по Ульяновской области снять Абдуллаева Х.З. с миграционного учета по месту пребывания по вышеуказанному адресу.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Евзтафиадис Г.М. просит решение суда отменить, постановить новое. Полагает, что судом неверно были применены нормы материального права, касающиеся постановки иностранных граждан на миграционный учет.
По мнению автора жалобы, законодатель четко определил какое место можно считать местом пребывания иностранного гражданина, но при этом законодательно не определено какой временной период иностранный гражданин обязан находиться в месте пребывания.
При этом статья 5 ФЗ N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" предоставляет иностранным гражданам право свободно передвигаться, выбирать место пребывания, перемещения на территории Российской Федерации.
Указывает, что органы УФМС по Ульяновской области при постановке иностранного гражданина на миграционный учет не уведомили о том, что данная постановка носит временный характер до получения иностранным гражданином, въехавшим с целью работы, разрешительного документа на осуществление трудовой деятельности, что после перемещения и изменения адреса своего фактического места нахождения, необходимо сообщить в орган УФМС по Ульяновской области о своем новом месте пребывания.
Ссылается также на то, что прокурор не имел законных оснований проводить проверку на предмет постановки иностранных граждан на миграционный учет.
Объяснения, которые якобы были у нее отобраны по существу дела, были сфальсифицированы сотрудниками УФМС по Ульяновской области Т*** В.В., Г*** Т.Г. с участием сотрудников полиции по Заволжскому району, в связи с чем, ссылка суда на данные объяснения, незаконна.
В связи с неявкой сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом в заседание апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Согласно ст. ст. 11, 12 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 года "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона) является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ N 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Из материалов дела следует, что Абдуллаев Х*** З***, *** *** *** года рождения, прибывший в Российскую Федерацию 04.05.2013, был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: г.Ульяновск, проспект С***, ****.
В ходе проведенной прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проверки исполнения миграционного законодательства было установлено, что в настоящее время по указанному адресу по месту пребывания поставлены на учет более 160 граждан иностранных государств, в числе которых ответчик Абдуллаев Х.З., который фактически по указанному адресу не проживает, место нахождение его неизвестно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что иностранный гражданин Абдуллаев Х.З. встал на миграционный учет по вышеуказанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в указанной квартире в течение всего периода учета по месту пребывания. Соответственно, в органы миграционной службы были представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте пребывания Абдуллаева Х.З.
Статьей 23 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрены случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы. Однако в этот перечень не входит возможность снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы в случае нарушения миграционного законодательства (принятие уведомления без принимающей стороны).
С учетом вышеприведенных норм закона и фактических материалов дела, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, признав недействительной постановку на миграционный учет иностранного гражданина Абдуллаева Х.З., обязав УФМС по Ульяновской области снять Абдуллаева Х.З. с миграционного учета по месту пребывания по адресу: город Ульяновск, проспект С***, ****.
Доводы жалобы о том, что прокурор не вправе был проводить проверку на предмет обоснованности постановки иностранных граждан на миграционный учет по указанному адресу подлежат отклонению, поскольку в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации, соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.
Для осуществления такого надзора прокурор наделен полномочиями, предусмотренными ст. 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в том числе правом проведения проверок исполнения закона.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Евзтафиадис Г*** М*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.