Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.
при секретаре Ульяниной Э.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Демидова В*** Н*** удовлетворить.
Признать за Демидовым В*** Н*** право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области назначить Демидову В*** Н*** досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней - с 14.06.2013 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Сурском районе Ульяновской области в пользу Демидова В*** Н*** расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения Демидова В.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демидов В.Н. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обязании назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 14.06.2013.
В обоснование иска указал, что 14.06.2013 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность, поскольку он имеет необходимый педагогический стаж. Решением от 21.06.2013 Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области отказало Демидову В.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи отсутствием необходимого специального стажа работы. При этом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, не был засчитан период службы в армии с 24.10.1982 по 08.12.1984. Истец полагает, что решение комиссии является необоснованным и незаконным, поскольку в его службы в армии, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 Положение о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР, которым было предусмотрено включение в педагогический стаж периода прохождения срочной военной службы.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Так, при вынесении решения в части включения в стаж периода службы в составе вооруженных сил СССР суд применил закон, не подлежащий применению - Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". При этом данное постановление судом было применено не в полном объеме.
В настоящее время при назначении досрочных пенсий в связи с педагогической деятельностью применяется Список профессий и должностей работников образования педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и Список от 29.10.2002 N 781, которыми не предусмотрена возможность включения в специальный стаж периодов службы в армии. При этом в п.3 Постановления N 463 от 06.09.1991 делалась оговорка, что за теми работниками, которые ранее (до введения в действие закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1) имели право на пенсию за выслугу лет, но не предусмотрены новым Списком, сохраняется право на назначение пенсии на условиях и в порядке, действовавшем до введения в действие закона N 340-1. Для включения в стаж данных периодов необходимо было, чтобы не менее 2 спецстажа приходилось на работу в должностях, учреждениях, организациях, предусмотренных основным Списком. Однако у истца на дату отмены Постановления от 17.12.1959 - на 01.10.1993 такая продолжительность стажа отсутствовала.
Право на включение в специальный стаж оспариваемого периода могло быть у истца только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959 N 1397 он отработал весь требуемый педагогический стаж.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Как следует из материалов дела, истец Демидов В.Н. 14.06.2013 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сурском районе Ульяновской области N *** от 21.06.2013 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа. Всего ответчиком было засчитано в специальный стаж 24 года 8 месяцев 18 дней. При этом в специальный стаж истцу не был засчитан период его службы в рядах Советской Армии с 24.10.1982 по 08.12.1984.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 24.10.1982 по 08.12.1984 (2 года 1 месяц 18 дней).
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.
Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.
В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Демидов В.Н. проходил военную службу по призыву с 24.10.1982 по 08.12.1984. Таким образом, период службы истца в рядах Вооруженных сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обоснованной является ссылка районного суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку с учетом включения спорного периода в специальный стаж истца, на момент его обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии составил необходимые 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии с 14 июня 2013 года.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении пенсионным органом норм материального права и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не могут. Решение суда является законным и обоснованным.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Сурском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.