Судья Ульяновского областного суда Костюнина Н.В.,
при секретаре Пузакиной К.К.,
рассмотрев дело по жалобе администрации города Ульяновска на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
11.06.2013 в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области поступила информация от прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска с приложенным обращением Мордвинова А.Н. о нарушениях законодательства в сфере природопользования.
В ходе рейдового мероприятия, проведенного на основании приказа Управления Росприродонадзора по Ульяновской области от 13.06.2013 N ***, обнаружено, что между территориями участков домов N *** и *** по ул.Н*** из под строения предположительно канализационной насосной станции, не работающей на момент рейда, обнаружен выход стоков неизвестного происхождения с резким запахом, характерным для хозяйственно-фекальных стоков. Стоки поступают в виде небольшого ручья до 1 метра.
14.06.2013 государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприродонадзора по Ульяновской области Орловым А.О. по факту сброса (размещения) жидких отходов очистных сооружений на почву на территории Железнодорожного района г.Ульяновска, напротив дома N *** по ул.Н*** было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования, проведенного в период с 14.06.2013 по 13.08.2013, было установлено, что в нарушении п.3 ст.7, ч.1, п.1 ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.3 ст. 8, п.п. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, ст. 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", на земельном участке, расположенном между границами домовладений по адресу N*** и N*** по ул. Н*** через недействующую КНС, которая включена в реестр муниципальной собственности (постановление Главы города от 03.12.2012 N 5097) ведется сброс не очищенных и не обезвреженных жидких отходов от населения кварталов 18 "Юг" и 19 "Юг" жилой застройки Железнодорожного района г. Ульяновска.
Согласно результатам исследования отходов филиалом Центра лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области (акт проб для проведения лабораторного анализа методом биотестирования N *** от 26.06.2013, протокол биотестирования N *** от 01.07.2013) не очищенные сбрасываемые жидкие бытовые отходы являются отходами IV класса опасности для окружающей среды, что создает угрозу существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
В связи с выявленными нарушениями 13.08.2013 года государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприродонадзора по Ульяновской области Орловым А.О. в отношении администрации города Ульяновска был составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В вину администрации вменено то, что в границах городского округа не были организованы мероприятия по охране окружающей среды, а именно сбор, вывоз, утилизация и переработка ЖБО IV класса опасности для окружающей среды.
За указанное правонарушение постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.09.2013 администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, администрация города Ульяновска просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Полагает, что субъектом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, может являться лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Администрация города не осуществляет указанные вины деятельности, а ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городского округа указанной статьей не предусмотрена.
Указывает, что судом не установлено, а административным органом не выявлено какие экологические и санитарно-эпидемиологические требования администрация города не соблюдала.
Полагает, что судом не установлен сам факт сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки и размещение отходов, то есть действий администрации по обращению с отходами в соответствии со ст.1 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Считает, что судом и административным органом были неправомерно уравнены понятия "отходы производства и потребления и иные опасные вещества" и "твердые и жидкие бытовые отходы". Кроме того, административный орган не доказал, что администрация города является собственником отходов производства и потребления и иных опасных веществ.
Считает необоснованной ссылку суда на отнесение ЖБО к IV классу опасности, поскольку в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов класс опасности для ЖБО не установлен.
Полагает безосновательной ссылку суда на нормы права, где указывается на полномочия органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Понятие промышленных отходов законодателем не сформулировано, административный орган не указывает в протоколе, что обнаруженные отходы являются промышленными.
Указывает, что под организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов следует понимать мероприятия по организации, а не непосредственную обязанность по сбору отходов.
На сегодняшний день данные полномочия администрацией города реализованы посредством издания Постановления мэрии г.Ульяновска от 24.11.2010 N 6254 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Охрана окружающей среды г.Ульяновска на 2011-2013 годы" и Постановления Главы города Ульяновска от 15.04.2008 N 2704 "Об утверждении Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Полагает, что суд оставил без надлежащей правовой оценке то обстоятельство, что представленные в дело доказательства не содержат указаний на какой-либо из квалифицирующих признаков, предусмотренных диспозицией ст.8.2 КоАП РФ. В указанных документах отсутствуют сведения о том, что именно администрация города имеет отношение к обнаруженным жидким бытовым отходам и такие отходы размещены администрацией города Ульяновска.
Судом не было принято во внимание то обстоятельство, что администрацией города в целях обеспечения качественной услуги водоотведения жилых домов кварталов 18 "ЮГ" и 19 "ЮГ" принято решение о проведении работ по вводу в эксплуатацию существующей КНС по ул.Н***. В бюджете города на указанные цели заложено 14,5 млн. рублей. С учетом того, что аукцион по проведению капитального ремонта КНС от 21.06.2013 был признан несостоявшимся, 07.08.2013 Комитетом ЖКХ города Ульяновска был заключен муниципальный контракт с ЗАО МСУ-14 "Ульяновск", срок выполнения работ 130 календарных дней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя администрации Белякова В.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ РФ от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Устава муниципального образования "Город Ульяновск" муниципальное образование "Город Ульяновск" является городским округом.
Согласно п.п.12, 24 п.1 статьи 3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
Согласно п. 4 ст. 40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В ходе указанной проверки было выявлено, что на территории МО "город Ульяновск" между участками домов N*** и N*** по ул.Н*** в Железнодорожном районе г.Ульяновска осуществляется сброс жидких бытовых отходов на почву, что подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 14.06.2013 и фотографиями N 1-10, и не оспаривается представителем администрации города Ульяновска.
Также Администрацией не оспаривается, что излитие вод произошло вследствии того, что мощность существующей КНС, которая находится в муниципальной собственности, не соответствует тому объему стоков, которые в нее сбрасываются.
Сточная вода (жидкий бытовой отход), которая была отобрана с земельного участка, загрязненного сточной водой, по результатам биотестирования от 01.07.2013 относится к отходам IV класса опасности для окружающей среды.
Ссылка представителя администрации о том, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов класс опасности для ЖБО не установлен, а потому ЖБО не обоснованно отнесены к IV классу опасности, подлежит отклонению, поскольку в данном случае подлежат применению Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности, утвержденные Приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", на основании которых и было выдано соответствующее заключение.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрация города Ульяновска, будучи ответственной за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не предприняла достаточных мер к предотвращению сброса жидких бытовых отходов на почву на территории указанного муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации города Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации г.Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на неверном толковании норм права.
Постановление о привлечении администрации города Ульяновска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации г.Ульяновска в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.