Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Зарочинцевой Е.В.
судей
Параевой В.С., Александровой Ю.К.
при секретаре
Левине А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1373/13 по апелляционной жалобе С на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2013 года по иску С к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга о досрочном назначении пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., выслушав объяснения " ... " судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФ РФ (ГУ) в Адмиралтейском районе СПб) о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости с "дата", обязании ответчика назначить досрочную пенсию по старости с "дата" и произвести перерасчет пенсионных выплат.
В обоснование иска ссылалась на то, что в период "дата" работала в должности старшей медицинской сестры инфекционного отделения Военно-морского госпиталя Северного флота, однако при обращении с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости получила отказ по причине отсутствия требуемого стажа с учетом ее трудовой деятельности в особых условиях и в районах Крайнего Севера.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06.08.2013 года в удовлетворении исковых требований СН. отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что оно принято необоснованно и незаконно.
Истица и её представитель времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении судебного разбирательства, в связи с чем в силу ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участвовавших в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет (ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона), если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные положения содержались в подпункте "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 01.01.2002 г. - после окончания работы Ж. в особых условиях.
В соответствии со Списком N 2 от 26.01.1991 года право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено среднему медицинскому персоналу, занятому непосредственно обслуживанием больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. И в соответствии с п. 5 разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78 (1) Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Министерства труда РФ N 29 от 22.05.1996 года и пунктом 14 Правил от 11.07.2002 года N 516 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не мене 80 процентов рабочего времени.
Материалами дела подтверждается, что истица обратилась с заявлением в УПФ РФ (ГУ) в Адмиралтейском районе СПб 24.03.2010 года о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" от 17.12.2001 года N 176-ФЗ и пп. 6 п.1 ст. 28 указанного закона.
Решением УПФ РФ (ГУ) в Адмиралтейском районе СПб N 1/308 от "дата" истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. При этом страховой стаж истицы по подсчетам ответчика составил 27 лет 02 месяца 10 дней, ее специальный стаж работы в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, в льготном исчислении составил 13 лет 27 дней, стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 указанного Закона - 11 лет 09 месяцев 26 дней.
Святецкой Л.Н. разъяснено право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.2 а.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ по достижении возраста 50 лет.
Таким образом, в силу приведенных положений закона С приобрела право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на пять лет в результате льготного исчисления ее стажа работы в особых условиях, при котором этот стаж составит более пяти лет, т.е. более половины срока, предусмотренного абзацем первым подпункта "а" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статьей 28.1 того же Федерального закона предусмотрено суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 2 этой статьи (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы истицы об исчислении периодов ее работы в районах Крайнего Севера в полуторном размере, по существу сводятся к тому, что при определении её права на трудовую пенсию по старости факт работы в районах Крайнего Севера должен учитываться дважды - как основание для исчисления в полуторном размере приобретенного в этих районах стажа работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельное основание для такого снижения.
Однако нормы действующего законодательства не дают оснований для такого применения закона.
Как указано выше, суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда при назначении пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрено статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ).
Ранее аналогичные положения содержались в статье 29 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
Таким образом, суммирование трудового стажа в указанных выше случаях предусматривалось положениями пенсионного законодательства, действовавшими как до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и утраты силы Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), так и после этой даты.
Вместе с тем норм, которые предусматривали бы одновременный учет факта работы в районах Крайнего Севера как основания для исчисления в полуторном размере стажа выполнявшейся в этих районах работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельного основания для его дополнительного снижения, пенсионное законодательство не содержало и не содержит.
Статьей 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась пенсия в связи с работой на Крайнем Севере, устанавливавшаяся согласно части 1 этой статьи мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Соответствующее положение содержалось в ч.1 ст.25 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В настоящее время аналогичное положение предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Норма ст.94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается истец, воспроизводила положение ст.28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которой предусматривалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, по смыслу указанной статьи, льготное исчисление трудового стажа (в том числе специального) предусматривалось в целях определения права на пенсию по основаниям, предусмотренным статьями 10, 11, 12, 29 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а не в целях суммирования трудового стажа в порядке ст. 29 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В свою очередь, статьей 29 предусматривалось суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда в целях определения права на пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях ... ").
Из этих положений закона в их взаимосвязи не следовала возможность одновременного учета факта работы в районах Крайнего Севера как обстоятельства, влекущего льготное исчисление стажа работы в особых условиях, дающего право на досрочное назначение пенсии, и как самостоятельного основания для дополнительного снижения пенсионного возраста, что к тому же противоречило бы смыслу понятия суммирования трудового стажа.
Следовательно, условием дополнительного снижения на пять лет возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является наличие необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.
Поэтому, приобретя право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет лишь в результате исчисления в льготном порядке (с учетом работы в районах Крайнего Севера) трудового стажа на подземных работах, Святецкая Л.Н. не может претендовать на дополнительное снижение пенсионного возраста на 5 лет с учетом общего стажа его работы в районах Крайнего Севера.
Такой же порядок суммирования трудового стажа вытекает и из действующего в настоящее время пункта 2 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.
Поскольку правом на двойное снижение пенсионного возраста С не пользуется по нормам пенсионного законодательства, действовавшего как до 01.01.2002 года, так и после этой даты, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 и пп. 6 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
Учитывая, что суд, при разрешении спора руководствовался законами, подлежащими применению, дал им правильное толкование, оснований к отмене решения суда судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании положений пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.