Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Бакуменко Т.Н., Стаховой Т.М.
при секретаре
Кулеминой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2014 года апелляционную жалобу Елисеева А.Ю. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2013 года по делу N 2-4506/13 по заявлению Елисеева А.Ю. о признании незаконным решения ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу об отказе в регистрации общественного объединения.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елисеев А.Ю. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, просил признать незаконными решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 01.08.2013 об отказе в государственной регистрации ... (ЮрЛ) ... , обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения, осуществив государственную регистрацию ... (ЮрЛ) ...
В обоснование заявленных требований Елисеев А.Ю. указывал, что отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в регистрации общественного объединения является незаконным, поскольку представленный на регистрацию Устав организации не содержит указания на проведение организацией каких-либо мероприятиях в области спорта ввиду того, что "турнирный покер" как вид спорта во Всероссийском реестре видов спорта отсутствует; целью создания и деятельности заявителя является содействие развитию турнирного покера, что, помимо прочего, включает в себя проведение мероприятий, направленных на признание турнирного покера видом спорта и включения его в установленном порядке во Всероссийский реестр видов спорта.
По мнению заявителя, отказ заинтересованного лица в государственной регистрации общественного объединения нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его возможности осуществлять основную уставную цель создания и деятельности (развитие турнирного покера), большую часть видов деятельности, предусмотренной уставом, а также лишает возможности подать заявление о признании турнирного покера видом спорта, поскольку к заявлению необходимо приложить выписку из ЕГРЮЛ, копии протоколов соревнований по заявляемому виду спорта, проведенных в течение года до момента подачи заявления о признании вида спорта, а также видеоматериалы хода соревнований, отражающих состязательный процесс.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2013 года Елисееву А.Ю. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, полагает его неправильным.
Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу в заседание судебной коллегии не явилось, о времени и месте разбирательства дела извещено надлежаще, что подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой. Указанное лицо не представило доказательств наличия уважительных причин неявки в суд. Исходя из того, что неявившееся лицо надлежаще извещено, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Отклоняя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что государственный орган при вынесении оспариваемого отказа действовал в рамках закона и своей компетенции.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В силу Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом; внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации (ст.13.1).
Аналогичные положения содержатся в ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "Об общественных объединениях", согласно которым решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции РФ (его территориальные органы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций.
В силу положений п. 42 ч. 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 146, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 82-ФЗ для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются документы, в том числе заявление, подписанное уполномоченным лицом; устав общественного объединения; выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа.
На основании ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, в частности, если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Положениями Федерального закона от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяются основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Статьей 5 указанного Закона определен перечень субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации, к которым относятся физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта.
Положениями ст. 21 указанного Закона установлено, что порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта, порядок его ведения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На момент обращения Елисеева А.Ю. в ГУ Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации ... (ЮрЛ) ... при ее создании действовал приказ Минспорттуризма РФ от 02.02.2009 N 20 (ред. от 17.05.2010) "Об утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения", согласно которому вид спорта, спортивная дисциплина должны соответствовать целям физической культуры и спорта (включая спорт высших достижений), в частности способствовать физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и формированию здорового образа жизни.
Приказом Минспорттуризма РФ от 20.07.2009 N 517 "Об отмене и признании утратившими силу некоторых актов Федерального агентства по физической культуре и спорту" "спортивный покер" был исключен из Всероссийского реестра видов спорта.
Как верно установил суд первой инстанции на основании материалов дела, 01.08.2013 ГУ Министерства юстиции РФ по Санк-Петербургу отказало в государственной регистрации ... (ЮрЛ) ... со ссылкой на подпункт 1 части 1 ст. 23.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Основанием для отказа в государственной регистрации организации послужило то обстоятельство, что в соответствии с положениями главы 2 устава организация будет осуществлять деятельность в области всемерного содействия развитию турнирного покера, признания турнирного покера видом спорта, реализации программ развития турнирного покера, организации и проведению соревнований по турнирному покеру путем формирования команд, включая учреждение от имени организации наград, премий. При этом термин "турнирный покер" определяется как интеллектуальная игра, в которой игроки соревнуются друг с другом по утвержденным правилам. На основании устава в рамках реализации уставных целей организация вправе, в частности, осуществлять следующие виды деятельности: популяризация турнирного покера и развитие его массовости путем проведения разъяснительной работы среди граждан, в том числе через средства массовой информации; проведение работы, направленной на признание турнирного покера видом спорта и включение его в установленном порядке во Всероссийский реестр видов спорта; организация и проведение соревнований по турнирному покеру; учреждение от имени организации наград, премий, стипендий за особый вклад в реализации уставных целей организации.
Установив указанные обстоятельства, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что положения раздела 2 устава подразумевают осуществление организацией деятельности в области спорта путем проведения спортивных мероприятий/соревнований по турнирному покеру как виду спорта, с последующим награждением их участников, что не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, а именно положениям ст. 5 Федерального закона "О физической культуре и спорте", которыми предусмотрен исчерпывающий перечень субъектов физической культуры и спорта, существующих в Российской Федерации и осуществляющих деятельность по развитию и популяризации признанных видов спорта, к которым создаваемая Межрегиональная общественная организация "Общество любителей турнирного покера" не относится.
Также регистрирующим органом отмечено, что исходя из положений Федерального закона "О физической культуре и спорте" физкультурно-спортивные организации могут осуществлять деятельность по развитию и популяризации признанных видов спорта или спортивных дисциплин, которые содержатся во Всероссийском реестре видов спорта (ст. 21 Федерального закона "О физической культуре и спорте"), в то время как "турнирный покер" как вид спорта или спортивная дисциплина во Всероссийском реестре видов спорта отсутствует.
Оценивая изложенные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых норм, принимая во внимание, что из положений Федерального закона "О физической культуре и спорте" следует, что только названные в ст. 54 Федерального закона N 329-ФЗ физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, могут осуществлять деятельность по развитию и популяризации признанных видов спорта или спортивных дисциплин, которые содержатся во Всероссийском реестре видов спорта, учитывая, что "турнирный покер" как вид спорта или спортивная дисциплина во Всероссийском реестре видов спорта отсутствует, с учетом содержания положений главы 2 устава организации, согласно которым в рамках уставных целей организация планировала осуществление мероприятий по популяризации турнирного покера и развитию его массовости, по организации и проведению соревнований по турнирному покеру, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу в государственной регистрации ... (ЮрЛ) ... со ссылкой на положения пп. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ является правомерным, поскольку осуществление организацией деятельности в области турнирного покера противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.