Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего судьи Александровой Ю.К.
судей Зарочинцевой Е.В., Птоховой З.Ю.
при секретаре Красненко М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной администрации внутригородского муниципального образования г. Колпино на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2013 года по гражданскому делу N 2-1967/13 по иску прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Местной администрации внутригородского муниципального образования г. Колпино об обязании организовать уборку от мусора.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К., объяснения представителя ответчика- Б., действующей на основании доверенности от "дата", представителя третьего лица - Е., действующего на основании доверенности от "дата", прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Колпинского района Санкт-Петербурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Местной администрации внутригородского муниципального образования г. Колпино (далее - МА МО г.Колпино) об обязании организовать уборку от мусора, в которых просил обязать ответчика в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать уборку участка территории "от мусора объемом 6-7 мЗ по адресу: "адрес" под разрушенным мостом через реку Попову Ижорку, от мусора объемом 4 мЗ по адресу: "адрес", от мусора объемом 5-6 мЗ по адресу: "адрес" вблизи временного железнодорожного переезда на территорию " ... И" севернее очистных сооружений И.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой было выявлено, что территория захламлена отходами производства и потребления (строительный мусор, бытовой мусор, предметы мебели) неустановленного класса опасности для окружающей среды; отходы сброшены на почву с растительным покровом, часть из которых спланирована; примерный объем отходов 4-7мЗ. Территории захламления отнесены к территории общего пользования внутригородского муниципального образования г.Колпино. Выявленные нарушения подтверждаются рапортом старшего помощника прокурора района и фотоматериалом от "дата".
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец настаивал на удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2013 года исковые требования Прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга удовлетворены.
Суд обязал МА МО г.Колпино в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в силу организовать уборку участка территории от мусора объемом 6-7 мЗ по адресу: "адрес".
Суд обязал МА МО г.Колпино в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в силу организовать уборку участка территории от мусора объемом 4 мЗ по адресу: "адрес".
Суд обязал МА МО г.Колпино Колпино в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в силу организовать уборку участка территории от мусора объемом 5-6 мЗ по адресу: "адрес".
Суд взыскал с МА МО г.Колпино в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе МА МО г.Колпино ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Прокурором Колпинского района Санкт-Петербурга требований в полном объеме, ссылаясь в жалобе на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что ликвидация указанной несанкционированной свалки не входит в полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, обязанность по уборке свалок строительного, промышленного и подобного мусора, связанного с производством и строительством, лежит на организации, производящей соответствующее загрязнение и являющейся собственником указанных отходов.
Также ответчик выражает несогласие с взысканием расходов по уплате государственной пошлины.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая по существу заявленные прокурором Колпинского района Санкт-Петербурга требования об обязании МА МО г.Колпино организовать уборку от мусора, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении ввиду их законности и обоснованности.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом Колпинского районного суда Санкт-Петербурга ввиду следующего.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 79 Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Из положений подпункта 16 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" следует, что в случае вступления в силу федерального конституционного закона, федерального закона, устанавливающего полномочия органов местного самоуправления или вопросы местного значения муниципальных образований данные полномочия должны быть разграничены между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга посредством издания Закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий в соответствующей сфере либо включены в число вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определенных Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".
Согласно пункту 9 части 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований, в том числе муниципального образования Муниципальный округ N 75, относится уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга была проведена проверку соблюдения требований природоохранного законодательства территорий по адресу: "адрес", по адресу: "адрес", по адресу: "адрес".
Из рапорта старшего помощника прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга от "дата", составленного по результатам вышеуказанной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, усматривается, что "дата" проведен осмотр территорий по указанным адресам. Территории в пользовании не находятся, являются территориями общего пользования внутригородского муниципального образования г.Колпино. Участки захламлены отходами производства и потребления (строительный мусор, бытовой мусор, предметы мебели) неустановленного класса опасности для окружающей среды. Примерный объем отходов 4-7 мЗ. На момент осмотра территорий завоз отходов не осуществлялся. Результаты осмотра подтверждены фотосъемкой.
По сведениям Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга указанные территории не включены в Адресный перечень по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора на территории внутригородского муниципального образования г.Колпино и в Адресный перечень по уборке и санитарной очистки, обеспечение уборки и санитарной очистки которых отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - на 2013 год или 2014 год.
По сведениям внутригородского муниципального образования г.Колпино указанные территории не включены в Адресный перечень по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора на территории внутригородского муниципального образования г.Колпино и в Адресный перечень по уборке и санитарной очистки территории внутригородского муниципального образования г.Колпино на 2013 год и 2014 год.Таким образом, представленными по делу доказательствами достоверно подтверждено, а ответчиком не оспорено наличие свалок строительных отходов и грунтов на территории вышеуказанных земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями статей 3, 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с подпунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда.
Согласно подпункту 9 пункта 2 этой же статьи к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов г.Колпино на основании территориальных и экономических особенностей муниципальных образований относится, в том числе ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора.
Аналогичные полномочия закреплены за органами местного самоуправления пунктом 4.12 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года N 1334.
Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления отнесена ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов, уборка территорий от мусора безотносительно к наличию или отсутствию жилых домов частного жилищного фонда на территории муниципального образования.
Статьей 18 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", действующего на дату проверки и обращения прокурора в суд с иском, утвержден Перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга, согласно приложению 21, пунктом 5.2 которого предусмотрены расходные обязательства по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Исходя из приведенных норм права, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, не включенных в адресные программы, законодателем Санкт-Петербурга возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга. При этом под мусором подразумеваются любые отходы, включая строительные, бытовые.
Как установлено судом первой инстанции ликвидация несанкционированной свалки на территории Колпинского района в адресных программах ликвидации несанкционированных свалок на территории Колпинского района в 2013-2014 годах отсутствует.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что выявленные нарушения были ответчиком устранены, суд правомерно возложил на МА МО г.Колпино обязанность по ликвидации несанкционированной свалки строительных, бытовых отходов в Колпинском районе Санкт-Петербурга в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, при этом обоснованно посчитав указанный срок разумным.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственник отходов на спорных земельных участках, расположенных на территории МА МО г.Колпино не установлен, исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, размещенные на спорных земельных участках, входящих в границы муниципального округа г.Колпино, отходы являются собственностью муниципального образования, которое в силу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" как орган местного самоуправления, обязано организовать сбор и вывоз бытовых отходов, строительного мусора на территории соответствующего муниципального образования.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что бездействие МА МО г.Колпино по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых строительных и бытовых отходов, мусора в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют позицию, выраженную в суде первой инстанции, получившую правильную судебную оценку, направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном возложении на МА МО г. Колпино обязанности по уплате в доход государства государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Таким образом, на МА МО г.Колпино, являющуюся органом местного самоуправления, в полной мере распространяется установленная подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации не может быть взыскана.
На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части взыскания с МА МО г.Колпино государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2013 года в части взыскания с Местной администрации внутригородского муниципального образования г.Колпино в бюджет Санкт-Петербурга государственной пошлины в размере 200 рублей отменить.
В остальной части решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Местной администрации внутригородского муниципального образования г.Колпино Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.