СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Пристром И.Г.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в открытом в судебном заседании 30 января 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района " ... " на решение Печорского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2013 года, по которому
обязана администрация муниципального района " ... " предоставить К на состав семьи один человек жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, общей площадью 33 кв.м. в городе ...
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., мнение прокурора ... , судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах К с иском к администрации муниципального района " ... " о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска указал, что К ., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жильем и в соответствии с законом имеет право на получение жилого помещения.
Истец и помощник прокурора ... в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика администрации МР " ... ", надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района " ... " просит решение суда отменить, указывая на то, что жилое помещение истцу должно предоставляться по учетной норме, действующей на территории МО ГО " ... " (13 кв.м.).
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, стороны участия в судебном заседании не принимали.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора ... , полагавшей в удовлетворении жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К ., "Дата обезличена" года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители ... и ... решением ... от "Дата обезличена" года лишены родительских прав.
Согласно ответа заведующей ... от "Дата обезличена" за N "Номер обезличен" в год лишения родителей К . родительских прав несовершеннолетний вместе с родителями проживал по адресу: "Адрес обезличен" и за ним сохранено право пользования данным жилым помещением.
Из справки УФМС по г. ... следует, что истец зарегистрирован по адресу: "Адрес обезличен" "Дата обезличена" года.
По сообщению ФГУП " ... " ... за К в г. ... и муниципальном районе " ... " ... не зарегистрировано право личной собственности на объекты недвижимости.
В Управлении ... ( ... ) сведения о зарегистрированных правах на квартиру N "Номер обезличен" дома N "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" отсутствуют.
Из сообщения администрации МР " ... " следует, что К был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма, датой подачи заявления "Дата обезличена" года. По состоянию на "Дата обезличена" года К значится в указанном списке под N "Номер обезличен" .
Актом обследования жилого помещения и заключением N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" года, составленные межведомственной комиссией установлено, что жилой дом N "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" является аварийным и подлежит сносу.
Разрешая заявленный иск, суд пришел к правильному выводу о том, что истец, имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом закрепленное за ним жилое помещение не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в установленном законом порядке жильем не обеспечен, состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем суд правомерно удовлетворил требования прокурора и возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию муниципального района " ... ".
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с площадью предоставляемого К . жилого помещения являются несостоятельными в силу следующего.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 32-РЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми", которым часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью в размере 33 квадратных метра.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011 года, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера, подлежащего предоставлению Кирпичникову А.В. жилого помещения соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203 (в ред. от 24.12.2012 N 1390) "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договором найма специализированных жилых помещений" также предусмотрено, что с 01 января 2013 года для расчета предоставляемой субсидии на одиноко проживающего гражданина применяется социальная норма площади жилого помещения в размере 33 кв.м.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.