Решение Верховного Суда Республики Коми по делу N 12-44/2014
(Извлечение)
Судья Верховного суда Республики Коми Жуковская С.В.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев 26 февраля 2014 года жалобу администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" на постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 29 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 29 января 2014 года администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до ... суток, запрещена юридическому лицу - администрации МО МР "Сыктывдинский" эксплуатация опасных производственных объектов: "Сети газоснабжения с. ... , м. ... ", "Установки резервуарной (с. ... )", "Установки резервуарной (д. ... )", "Сети газоснабжения с. ... ", "Сети газоснабжения с. ... ".
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Коми, администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" просит об отмене постановления судьи, ссылаясь на то, что опасные производственные объекты эксплуатируются за исключением куска "Сети газоснабжения с. ... " 1974 метра и являются социально значимыми для Сыктывдинского района, особенно в отопительный период. Приостановление деятельности объектов приведет к необратимы последствиям для района и Республики Коми. Выявленные нарушения могут быть устранены в процессе деятельности.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей АМР "Сыктывдинский" Казанцева Д.С. и представителя Печорского управления Ростехнадзора Авраменко С.В., прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе проведения плановой выездной проверки администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" выявлены нарушения требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, Правилами безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (ПБ 12-609-03) и Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03).
Администрацией муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" не обеспечено получение лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов после регистрации опасных производственных объектов: "Сеть газоснабжения с. ... , м. ... " с 14.12.2009, "Установка резервуарная (с. ... )" с 14.05.2012, "Установка резервуарная (д. ... )" с 14.05.2012, "Сеть газоснабжения с. ... " с 21.03.2013, "Сеть газоснабжения с. ... " с 21.03.2013 (зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов под N ... );
не обеспечено формирование резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации после регистрации опасных производственных объектов;
не организовано осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, не организовало проведение аттестации работника, ответственного за осуществление производственного контроля, не обеспечена разработка мероприятий по осуществлению производственного контроля;
не организована разработка должностных инструкций для лиц, занятых эксплуатацией объектов газового хозяйства;
не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности и назначение лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сжиженных углеводородных газов и опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления;
не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности и назначение лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов;
не обеспечена вырубка леса и древесно-кустарниковой растительности вдоль трассы газопровода, высокого давления от АГРС " ... " до с. ... , протяженностью 14012 п.м, проходящего по лесам по 3 метра с каждой стороны газопровода в 2013 году.
Факт совершения и виновность администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" в инкриминируемом правонарушении установлены на основе доказательств, имеющихся в материалах дела, получивших оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе актом проверки от 02.12.2013 N 42, протоколом об административном правонарушении от 11.12.2013 г. N 73 и администрацией муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" по существу не оспаривается.
Порядок производства по делу об административном правонарушении и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения указанного постановления, так как при решении вопроса о виде административного наказания, подлежащего применению к администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", судья не мотивировал свой вывод о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.
Согласно ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в п. 23.1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанных норм и разъяснений, в обжалуемом постановлении судьи не приведено никаких доказательств того, что назначение администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Не принял во внимание судья и то, что назначенное административное наказание в любом случае не должно повлечь за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено. Судьей не дана оценка тому обстоятельству, что приостановка подачи газа потребителям неминуемо создаст угрозу жизни и здоровью граждан. Данные последствия повлекут за собой нарушение прав и интересов значительного числа граждан.
Таким образом, определенный судьей вид наказания не соответствует характеру совершенного правонарушения и конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
На основании изложенного, постановление судьи следует изменить, заменив административное приостановление деятельности, назначенное администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", на минимальный штраф, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере ... рублей.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 29 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" изменить.
Заменить административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до ... суток на административный штраф в размере ... рублей.
В остальной части постановление судьи оставить без изменения.
Судья С.В. Жуковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.