Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Гедыгушева М.И.,
судей Мекеровой С.Р., Криволаповой Е.А.,
при секретаре Питюкиной С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кончакова Д.Ю. к УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании суммы недополученной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации, судебных расходов по оплате услуг представителя по апелляционной жалобе УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Мекеровой С.Р., выслушав объяснения представителя Кончакова Д.Ю. - Волчкова А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кончаков Д.Ю. обратился с иском к УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю о взыскании суммы недополученной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации, судебных расходов по оплате услуг представителя.
В обоснование иска указал, что является сыном ветерана боевых действий Ю.В., ... года рождения, погибшего 03 сентября 2001 года при исполнении служебных обязанностей по выполнению боевых задач в Чеченской Республике. До момента гибели его отец являлся ветераном боевых действий за участие в вооруженном конфликте на территории Демократической Республики Афганистан, что подтверждается свидетельством ветерана боевых действий серии А N 807147, выданным Ю.В. 12 мая 1987 года.
С 01 октября 2001 года УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю ему назначена пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивалась ему до 30 июня 2005 года.
При назначении и выплате ему пенсии по случаю потери кормильца ответчиком не учтено повышение на 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части 1 статьи 46 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" до 01 января 2008 года и с 01 января 2008 года - повышение на 32% расчетного размера социальной пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона, предусмотренное подпунктом "г" пункта 1 статьи 45 указанного Закона.
На его обращение УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю отказало в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца с учетом увеличения и индексации, мотивируя тем, что в законе отсутствуют нормы, прямо устанавливающие право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере членами семьи погибших военнослужащих, поскольку повышение пенсии предусмотрено исключительно самим ветеранам боевых действий.
Данный отказ считает незаконным, противоречащим статье 29, пункту "г" статьи 45, части 4 статьи 46 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года, предусматривающим право на повышение пенсии по случаю потери кормильца всех нетрудоспособных членов семьи погибшего военнослужащего.
В связи с тем, что повышение пенсии по случаю потери кормильца является составной частью пенсии, невыплаченной пенсионеру своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, то оно в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года подлежит выплате за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку несвоевременное осуществление выплаты повышения пенсии по случаю потери кормильца причинило ему имущественный вред ввиду снижения покупательской способности указанных средств, то недополученная им пенсия полежит перерасчету на день вынесения решения суда в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения выплаты пенсий, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органа уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941, исходя из следующего расчета.
Размер социальной пенсии, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001года N166-ФЗ, согласно ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" от 28 апреля 2009 года N 72-ФЗ с 01 декабря 2009 года составил ... рубля в месяц.
С 01 апреля 2010 года по 01 июля 2010 года коэффициент
индексации социальных пенсий утвержден в размере 1,088 (Постановление Правительства РФ от 18 марта 2010 N 169 "Об утверждении коэффициента индексации с 01 апреля 2010 года социальных пенсий"), с 01 июля 2010 года по 01 апреля 2011 года утвержден коэффициент в размере 1,0341(Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 457), с 01 апреля 2011 года по 31 марта 2012 года утвержден коэффициент индексации в размере 1,1027 (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2011 года N 224), с 01 апреля 2012 года утвержден коэффициент индексации в размере 1,141 (Постановление Правительства РФ от 27 марта 2012 года N 236), с 01 апреля 2013 года утвержден коэффициент индексации в размере 1,0181 (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 года N 281).
Соответственно, сумма недоплаты пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года составляет: ... рублей.
Решением суда от 21 ноября 2013 года иск Кончакова Д.Ю. удовлетворен частично.
Суд взыскал с УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю в пользу Кончакова Д.Ю. недополученную проиндексированную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года в сумме ... и судебные расходы по оплате услуг представителя ... рублей.
В апелляционной жалобе УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
В обоснование жалобы ответчик указал, что в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 пенсии по случаю потери кормильца, назначенные в соответствии с Законом, повышаются пенсионерам, которые сами принимали участие в боевых действиях.
Истец не имеет звания ветерана боевых действий и, соответственно, не относится к категории лиц, имеющих право на повышение предусмотренные данной нормой закона.
Вывод суда о вине Управления, назначившего и выплачивающего пенсию по случаю потери кормильца истцу, в неполучении своевременно повышения пенсии, является необоснованным, поскольку вина Управления никем не устанавливалась, вопрос о его виновности судом не разрешался.
Суд не учел, что в пенсионном деле Кончакова Д.Ю. отсутствовала копия удостоверения ветерана боевых действий, выданного его отцу, эти сведения появились деле истца только 17 мая 2013 года.
В судебное заседание стороны, извещенные заблаговременно, надлежащим образом, не явились, о причине неявки суд не известили. Ходатайств об отложении слушания дела от них не поступало.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся сторон.
Представитель Кончакова Д.Ю.- Волчков А.Л. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности проверил решение суда первой инстанции в полном объеме в связи с необходимостью обеспечения по рассматриваемому делу правильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда в части.
Из материалов дела следует, что Кончаков Д.Ю. является сыном Ю.В., погибшего 03 сентября 2001 года при исполнении обязанностей военной службы в населенном пункте ... , который принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, являлся ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии А N 807147, выданным Ю.В. 12 мая 1987 года.
С 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года Кончакову Д.Ю. выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца.
Кончаков Д.Ю., полагая, что имеет право на получение повышения пенсии в размере 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части 1 статьи 46 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" до 01 января 2008 года и с 01 января 2008 года - повешения в размере 32% пенсии, указанной в части 1 статьи 46 настоящего Закона, предусмотренного подпунктом "г" пункта 1 статьи 45 указанного Закона, в 2013 году обратился с заявлением к ответчику о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения пенсии за вышеуказанный период.
Письмом УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю от 18 апреля 2013 года N К-241 истцу отказано в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца с учетом увеличения, мотивируя тем, что в законе отсутствуют нормы, прямо устанавливающие право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере членами семьи погибших военнослужащих, поскольку повышение пенсии предусмотрено исключительно самим ветеранам боевых действий.
Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности данного отказа УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 5 Закона в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу статьи 28 Закона пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее 3 месяцев со дня увольнения со службы, либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ в вышеуказанную норму внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 ФЗ "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Из содержания вышеприведенных норм материального права следует, что право на повышенный размер пенсии предусмотрено, как непосредственно ветерану боевых действий, так и членам его семьи при получении пенсии по случаю потери кормильца.
В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о праве истца Кончакова Д.Ю., являвшегося получателем пенсии по случаю потери кормильца - отца Кончакова Ю.В., на повышение пенсии, предусмотренное пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о праве на повышение пенсии только ветеранов боевых действий, а не членов их семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно абзацу 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что обстоятельства для назначения пенсии по случаю потери кормильца с повышением расчетного размера пенсии существовали на день первичного назначения истцу пенсии 01 октября 2001 года, однако сумма пенсии в повышенном размере истцу не выплачивалась по вине органа, назначающего пенсию, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании недополученной пенсии за период с 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в пенсионном деле Кончакова Д.Ю. копии удостоверения ветерана боевых действий, выданного его отцу Кончакову Ю.В., предоставлении этих сведений только 17 мая 2013 года, являются несостоятельными.
Согласно части 2 статьи 54 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно.
Личное участие Кончакова Ю.В. в боевых действиях на территории Республики Афганистан и осведомленность об этом пенсионного органа при назначении пенсии истцу ответчиком не оспаривались, доказательств разъяснения истцу о предоставлении дополнительных документов в подтверждение указанного обстоятельства (удостоверения ветерана боевых действий), в деле не представлено.
Вместе с тем с выводами суда о размере и порядке расчета задолженности повышения пенсии по случаю потери кормильца, об индексации недополученной пенсии по предложенному истцом порядку, согласиться нельзя.
Определяя размер задолженности суммы повышения пенсии за период с 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года, суд исходил из повышения пенсии в размере 32 % от социальной пенсии, в то время как в указанный период в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 45, пунктом 1
статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в редакциях, действовавших до 01 января 2008 года и до 01 декабря 2009 года, размер этого повышения пенсии составлял 100 % минимального размера пенсии по старости, установленного Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Повышение пенсии на 32 % (вместе 100%) введено Федеральным законам от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ лишь с 01 января 2008 года, а с 01 декабря 2009 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ установлен расчетный размер пенсии от социальной пенсии (вместо ранее действовавшего минимального размера пенсии по старости), при этом обратная сила действия этих норм не придана.
В связи с изложенным расчет недополученного повышения пенсии по случаю потери кормильца, причитавшегося истцу, необходимо было производить из 100 % минимального размера пенсии по старости, установленного Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", проиндексированной с учетом действовавших в период просрочки коэффициентов её индексации, установленных Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Представленный в деле расчет ФЭО УФСБ России по СК повышения пенсии по случаю потери кормильца, подлежащей выплате Кончакову Д.Ю., произведен в соответствии с вышеприведенными нормативными положениями, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о правильности данного расчета.
Согласно данному расчету размер задолженности недополученной истцом пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года составил ... рублей.
Указанный судом механизм индексации недополученной пенсии, исходя из размера ежемесячного повышения пенсии по случаю потери кормильца в размере 32 %, исчисленного из индексированного размера социальной пенсии по состоянию на 01 апреля 2013 года, и умноженной на период просрочки,
действующим
пенсионным законодательством не предусмотрен.
Ссылка суда в обоснование приведенного расчета механизма индексации на Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения выплаты пенсий, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органа уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941, несостоятельна, поскольку данным постановлением такой порядок индексации, в связи со снижением покупательской способности недополученной пенсии, не установлен.
Исходя из изложенного, решение суда в части взыскания суммы недополученной пенсии по случаю потери кормильца с учетом предложенной истцом индексации в соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене в связи с применением закона, не подлежащего применению, неправильным истолкованием закона, с принятием по делу нового решения о взыскании в пользу Кончакова Д.Ю. с УФСБ России по СК недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года ... рублей, и отказе истцу в удовлетворении иска в части индексации недополученного размера пенсии.
Руководствуясь абзацем 2 части 2 статьи 327.1, пунктами 2, 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 ноября 2013 года в части взыскания в пользу Кончакова Дениса Юрьевича с УФСБ Российской Федерации по Ставропольскому краю суммы недополученной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года в размере ... рублей отменить.
Принять по делу в этой части новое решение.
Взыскать с Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю в пользу Кончакова Дениса Юрьевича недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01 октября 2001 года по 30 июня 2005 года ... рублей.
В остальной части исковых требований о взыскании индексации недополученной пенсии по случаю потери кормильца Кончакову Д.Ю. отказать.
Это же решение в части взыскания с Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ставропольскому краю в пользу Кончакова Дениса Юрьевича расходов по оплате услуг представителя в размере ... рублей оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.