Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 14 января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя А.Ю.Т. - Р.И.А.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 октября 2013 года
по делу по иску А.Ю.Т. к администрации г. Ессентуки, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным и необоснованным постановления администрации г. Ессентуки, возложении обязанностей,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
А.Ю. Т. обратился в суд с иском к администрации города Ессентуки, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным и необоснованным постановления администрации г. Ессентуки о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что постановлением от " ... "." ... ". " ... "года N " ... ", А.Ю.Т. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с составом семьи 3 человека, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". Его очередь в списке на получение жилья N " ... ".
Из ответа администрации от " ... "." ... " " ... " года N " ... ", следует, что истец снят с учета в связи с достижением им возраста 35 лет.
Просил признать незаконным и необоснованным постановления администрации г. Ессентуки от " ... " " ... " " ... " года N " ... " в части п.1 п. 1.2 о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истца с составом семьи 3 человека и обязать администрацию восстановить семью в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований А.Ю.мТ. к администрации г. Ессентуки, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным и необоснованным постановления администрации г. Ессентуки от 17.01.2013 N 18 -п.п.1 и 1.2 - о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодой семьи А.Ю.Т. - участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" и возложении обязанностей восстановить семью А.Ю.Т. в списке - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище", отказано.
В апелляционной жалобе представитель А.Ю.Т. - Р.И.А. считает решение суда незаконным, вынесенным с неправильным применении норм материального права. Указывает, что в пункте 6 Правил в редакции, действовавшей на дату принятия семьи А.Ю.Т., отсутствовало указание на то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Указанные изменения в текст Правил внесены Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 N825, поэтому не могли распространяться на семью А.Ю.Т. Полагает, что толкование судом норм жилищного права, содержащихся в Правилах вопреки императивному указанию Конституции РФ является неправильным. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования А.Ю.Т. удовлетворить.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства строительства и архитектуры Ставропольского края С.С.И. считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Индивидуальные условия участия в подпрограмме не предусмотрены. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
А.Ю.Т., его представитель Р.И.А., представители администрации г. " ... ", Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; сведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения заявления, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и нарушении норм материального права.
Согласно ст. 254 ГПК РФ в суде может быть оспорено решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если нарушены их права и свободы гражданина.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд применил Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы и пришел к выводу о том, что требование А. Ю.Т. о восстановлении его в списках участников подпрограммы удовлетворению подлежать не могут, поскольку истец не отвечает тем требованиям, которые предъявляются молодым семьям, изъявившим стать участниками подпрограммы.
С данными выводами суда согласиться нельзя.
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Российской Федерации.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Документом, который устанавливает порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, являются Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
В рамках реализации вышеназванной программы на 2002-2010 годы такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства перечень документов, указанных в п. 15 правил.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п. 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления (п. 17).
Согласно п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п. 5 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п. 15 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации г. " ... " от " ... "" ... "" ... " года N " ... ", А. Ю.Т. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, составом семьи " ... "человека, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", (л.д.8).
Его очередь в списке на получение жилья N " ... ". Семья истца - состав " ... " человека - являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Постановлением от " ... "." ... "." ... " N " ... " семья А. исключена из числа участников подпрограммы ввиду несоответствия данной семьи требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы: достижение А.Ю.Т. возрастного ограничения, установленного для участников подпрограммы, (л.д.9).
Из вышеизложенного следует, что " ... "" ... "." ... " года на момент принятия решения о включении семьи А. список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" условие о возрасте, предусмотренное подп. "а" п.6 Правил полностью соблюдено, поскольку истцом поданы документы, подтверждающие его право на участие в подпрограмме, и его возраст, начиная с первичного обращения, не превышал 35 лет.
Поскольку одним из принципов жилищного законодательства является гарантированные государством права граждан на неукоснительное соблюдение в отношении них единых оснований, условий и порядка обеспечения жильем, то нарушения положений ст. 19 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", допущенные органом местного самоуправления в отношении семьи истца должны быть устранены.
Выводы суда об обоснованности исключения заявителя из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" в виду того, что в планируемом году А.Ю.Т. достиг возраста 35 лет, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку заявитель включен в программу постановлением администрации г. Ессентуки от 27.07.2010 года N 1637, и на 2010 год его возраст не превышал 35 лет. Включение семьи заявителя в указанную программу предусматривает исполнение обязательства со стороны государственных и муниципальных органов, ибо иное влечет несоответствие положениям федеральной целевой программы "Жилище".
Несостоятелен указанный вывод суда и в силу того, что подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае" целевой программы "Жилище" не содержит прямого указания на исключение из подпрограмм её участников в связи с достижением возраста 35 лет.
Согласно части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, но постановленное судом первой инстанции решение не отвечает требованиям закона об его законности и обоснованности, оно подлежит отмене с вынесением в этой по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 октября 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Иск А.Ю.Т.о признании незаконным и необоснованным постановления администрации г. Ессентуки от 17.01.2013 N 18 -п.п.1 и 1.2 - о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодой семьи А.Ю.Т. - участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" и возложении обязанностей восстановить семью Адайгужиева Юрия Тюриахметовича в списке - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище", удовлетворить.
Признать незаконным и необоснованным постановление администрации г. Ессентуки от 17.01.2013 N 18 -п.п.1 и 1.2 - о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодой семьи А.Ю.Т. - участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" и возложить на администрацию г. Ессентуки обязанность восстановить семью А.Ю.Т. в списке - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Жилище"
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.