Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Шишовой В.Ю.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 25 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя Я.А.А.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 ноября 2013 года
по исковому заявлению К.А.Д. к администрации города Ставрополя, комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании права на первоочередное предоставление земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
К.А.Н. обратилась в суд с иском о признании за ней права на первоочередное предоставление земельного участка и возложении на администрацию города Ставрополя обязанности предоставить ей в собственность земельный участок для ведения дачного хозяйства на территории города Ставрополя.
В обоснование требований указала, что, являясь инвалидом " ... " группы, (справка серии " ... " - " ... " N " ... " от " ... "." ... "." ... " года), " ... "." ... "." ... " года обратилась в администрацию г. Ставрополя и " ... "." ... "." ... " года в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.
" ... "." ... "." ... " года письмом за N " ... " ей отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что в настоящее время комитетом градостроительства администрации города Ставрополя разрабатывается порядок постановки на учет инвалидов для предоставления земельных участков для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства и после утверждения порядка она вновь может повторно обратиться в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с аналогичным заявлением.
Считает что отказом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, нарушены ее права.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 ноября 2013 года исковое заявление К.А.Д. - удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ставрополя Я.А.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене, поскольку судом не установлены обстоятельства имеющие значение для рассмотрения дела, что привело к принятию решения с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что комитет градостроительства осуществляет обеспечение предоставления в установленном порядке земельных участков на землях садоводческих объединений, а районная администрация осуществляет предоставление гражданам земельных участков на землях садоводческих объединений. Считает, что требование истца о признании права на первоочередное предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства на территории г. Ставрополя, ввиду отсутствия спора о праве, заявлено неверно. Указывает, что в данном гражданском деле администрация г. Ставрополя является ненадлежащим ответчиком. При применении п.1 с. 8 ФЗ от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", суд неправильно истолковал закон. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать К.А.Д. в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель К.А.Д. Т.И.В. считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Указывает, что отсутствие порядка предоставления земельных участков для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства на территории г. Ставрополя для категории граждан - инвалидов является существенным нарушением исключительно со стороны органа местного самоуправления - администрации г. Ставрополя. Считает, что обязанность по совершению действий, связанных с предоставлением и передачей земельного участка для целей не связанных со строительством возложена на орган местного самоуправления. Полагает, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала рассмотрения дела по существу в судебную коллегию по административным делам поступило ходатайство от К.А.Д. о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.
Представители комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, К.Н.И., в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; сведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения заявления, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя администрации г. Ставрополя Я.А.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя К.А.Д. - В.Л.С., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
В силу ст. 254 ч. 1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К.А.Д является инвалидом " ... " группы, (справка серии " ... " - " ... " N " ... " от " ... "." ... "." ... " года, (л.д. 8).
" ... "." ... "." ... " года К.А.Д. обратилась в администрацию г. Ставрополя и " ... "." ... "." ... " года в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении ей как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка расположенного на территории города Ставрополя для дачного хозяйства и садоводства, (л.д. 9-10).
В ответе от " ... "." ... "." ... " года N" ... " комитет градостроительства администрации г. Ставрополя сообщил К.А.Д., что в настоящее время комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя разрабатывается порядок постановки на учет инвалидов для предоставления земельных участков для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства и после утверждения порядка она вновь может повторно обратиться в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с аналогичным заявлением.
Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по СК, истица и ее супруг не являются собственниками или арендаторами земельных участков в каком-либо ДНТ в пределах Муниципального образования г. " ... ", (л.д.36-39). Истица зарегистрирована и проживает в г. " ... ".
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) направлен на конкретизацию и реализацию указанных конституционных положений в части установления государственной поддержки инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а также конкретных гарантий их социальной защиты.
Согласно ч. 14 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам и семей, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах и компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, гарантия социальной защиты инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, в виде права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является реализацией конституционного права на гарантии социальной защиты, предусмотренного ч. 2 ст. 7 Конституции РФ.
Основания реализации права инвалидов на получение земельных участков на основании ч. 14 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов установлены п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, согласно которым "инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления".
В соответствии с п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
В силу ст. 15 указанного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Разрешая спор по существу, и возлагая на администрацию города Ставрополя обязанность по предоставлению К.А.Д. в собственность земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у К.А.Д. имеется конституционное право на гарантию социальной защиты в виде получения в первоочередном порядке земельного участка, в том числе для ведения дачного хозяйства.
Данные выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и которые соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Принимая решение, суд правильно руководствовался ч.14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ, ст. 11 ЗК РФ, ст. 11.3 ЗК РФ, ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Судом избран способ восстановления нарушенного права позволяющий в полной мере восстановить нарушенное право заявителя.
Судебная коллегия полагает решение законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.