Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ессентуки Ставропольского края Монастырной В.В. и апелляционной жалобе представителя комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края Ереминой Е.А.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2013 года
по делу по заявлению прокурора города Ессентуки Ставропольского края в интересах Костеневой А.А. об оспаривании бездействия администрации города Ессентуки Ставропольского края по непредоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
И.о.прокурора г. Ессентуки Ставропольского края Балюков Н.Н. обратился в суд с заявлением в защиту интересов Костеневой А.А. об оспаривании бездействия администрации г. Ессентуки Ставропольского края, выразившегося в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании задания прокуратуры края и по обращению Костеневой А.А. о несогласии с действиями администрации г. Ессентуки по необеспечению ее семьи земельным участком, установлено, что Костенева А.А., являясь матерью трех несовершеннолетних детей, 06.02.2013 года обратилась в администрацию г.Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду.
Распоряжением комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 05.03.2013 года N86-р Костенева А.А. принята на учет лиц, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и претендующих на это право, под N 27.
Из информации от 16.07.2013 года, представленной в прокуратуру комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки, следует, что в целях реализации Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" администрацией города в соответствии с Генеральным планом застройки спланирована территория "Северный-3", на которую разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных жилых домов.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ч.2 ст.7, ч.1 ст.38, ч.1 ст.39 Конституции РФ, а также требованиями подп.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.2 ст.28, п.4 ст.30 Земельного кодекса РФ, ч.3 ст.12, ч.1 ст.12.1 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", администрацией города Ессентуки должен быть предоставлен Костеневой А.А. земельный участок в аренду для ИЖС.
Однако до настоящего времени администрацией города Ессентуки решение о предоставлении Костеневой А.А. земельного участка в аренду без торгов (конкурсов, аукционов) не принято, соответствующий договор аренды земельного участка не заключен.
На момент проверки администрацией города Ессентуки работы, определенные земельным законодательством, по формированию земельного участка не проводились, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой схеме не утверждалась и Костеневой А.А. для выполнения кадастровых работ не выдавалась.
По состоянию на 17.07.2013 года на учете в администрации города Ессентуки состоит 211 многодетных семьи, только 8 из которых земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлены, 11семьям предложены земельные участки в стадии оформления, 3 семьи отказались от предложенных земельных участков, то есть в отношении 89 % многодетных семей мероприятия по предоставлению земельных участков органом местного самоуправления г.Ессентуки не проводятся.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Ессентуки, выразившееся в непредоставлении Костеневой А.А. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет; обязать администрацию города Ессентуки предоставить Костеневой А.А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет (л.д.2-5).
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2013 года заявление прокурора г.Ессентуки Ставропольского края в интересах Костеневой А.А. удовлетворено частично.
На администрацию города Ессентуки возложена обязанность предоставить многодетной семье: Костеневой А.А., Костеневу Н.В., " ... ", " ... ", " ... " земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет в месячный срок с момента освобождения земельного участка в г. Ессентуки либо с момента выполнения в микрорайоне "Северный- 3" г. Ессентуки следующих работ: выполнение в отношении микрорайона "Северный -3" работ по формированию земельных участков, установлению границ земельных участков, размещению красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; выполнение в отношении земельных участков кадастров работ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков; определение разрешенного использования земельных участков, определение технических условий подключения (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсе аукционов), выдача схемы расположения земельного участка многодетной семье, утверждения и выдачи Костеневым схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и предоставления Костеневыми кадастрового паспорта земельного участка.
В удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации города Ессентуки, выразившегося в непредоставлении семье Костеневой А.А. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ессентуки Монастырная В.В. указывает, что решение суда в части возложения на администрацию г.Ессентуки обязанности предоставить многодетной семье Костеневой А.А. земельный участок для ИЖС в аренду на 49 лет является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального и материального права. Просит решение суда в этой части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края Еремина Е.А. просит решение суда в части возложения на администрацию г.Ессентуки обязанности предоставить многодетной семье Костеневой А.А. земельный участок для ИЖС в аренду на 49 лет отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора в полном объеме.
Возражений на апелляционные жалобы не поступило.
Костенева А.А., Костенев Н.В., представители прокуратуры г.Ессентуки, комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки, управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ессентуки И.В. в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционные жалобы в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Каледина А.Е. об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения судебного акта, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исходя из данных требований гражданского процессуального законодательства, судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб представителя администрации г.Ессентуки Монастырной В.В. и представителя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Ереминой Е.А.
Учитывая, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации города Ессентуки, выразившегося в непредоставлении Костеневой А.А. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет, сторонами не обжалуется, судом апелляционной инстанции проверена законность и обоснованность решения в части удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию г.Ессентуки обязанности предоставить многодетной семье: Костеневой А.А., Костеневу Н.В., " ... ", " ... ", " ... " земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
Удовлетворяя требования прокурора г. Ессентуки в указанной части, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие спорные правоотношения, - положениями Земельного кодекса РФ, Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" и другими нормативно-правовыми актами.
В силу требований ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (с изменениями, внесенными законом Ставропольского края от 11.12.2012 года N 110-кз (в редакции 15.02.2013 года) в качестве одной из таких мер поддержки многодетных семей предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
При этом статьей 1 указанного выше Закона определено, что семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации, признается многодетной. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В силу статьи 4 данного Закона порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется Законом Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
В соответствии с требованиями вышеназванного Закона под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).
Согласно подп.5.1 п. 1 ст. 12 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз (в ред. Закона N 12-кз от 08.02.2012 года) женщине, родившей третьего ребенка после 01 января 2012 года, предоставляется в собственность земельный участок для индивидуального жилищного или дачного строительства в городских, сельских поселениях и городских округах по месту жительства при условии признания нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом РФ и постоянного проживания на территории Ставропольского края не менее трех лет.
Частью 1 ст. 12.1 названного Закона установлено, что в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Из материалов дела видно, что Костенева А.А. является многодетной матерью, поскольку имеет трех несовершеннолетних детей: " ... ", " ... " года рождения (л.д.13); " ... ", " ... " года рождения (л.д.14); " ... ", " ... " года рождения (л.д.15).
07.02.2013 года Костенева А.А. в целях реализации прав, гарантированных вышеизложенными положениями Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", как женщина, родившая третьего ребенка после 01 января 2012 года, обратилась к и.о.председателя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Кобец Н.Я. с заявлением о предоставлении ее семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет (л.д.10).
В ответ на данное обращение в адрес Костеневой А.А. направлен ответ N 1271-з от 12.02.2013 года за подписью и.о. председателя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Кобец Н.Я. о том, что распоряжением от 05.03.2013 года N 86-р о принятии ее семьи на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с приложением указанного распоряжения, согласно которому она включена в Книгу учета заявлений граждан, имеющих трех и более детей, для получения земельного участка для ИЖС под номером 27 (л.д.8-9).
Вместе с тем, судом установлено, что в целях реализации положений федерального и краевого законодательства администрацией города Ессентуки для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки в соответствии с Генеральным планом застройки ведутся работы по подготовке территории микрорайона "Северный-3". На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Кроме того, на мкр. "Северный-3" разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой.
Генеральным планом г.Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон "Северный- 3". На данную территорию разработан Проект детальной планировки, выполненный в соответствии с требованиями СП по застройке городских территорий, который включает в себя: земельные участки жилой застройки, социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру, дороги, подъезды, места отдыха и занятия спортом и т. д.). Проект детальной планировки выполнен специализированной проектной организацией, имеющей лицензию и состоящей в СРО, однако не является проектом межевания.
Поскольку межевые работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ, Проект детальной планировки передан в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки - для дальнейших работ, связанных с межеванием.
Судом первой инстанции установлено и данный факт сторонами не оспаривается, что администрацией г.Ессентуки, комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки и управлением архитектуры и градостроительства г.Ессентуки принимались и принимаются необходимые меры в рамках действующего законодательства, предусмотренные Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", а именно: ведутся работы по подготовке территории микрорайона "Северный-3" для предоставления земельных участков многодетным семьям. Однако, работы по формированию территории микрорайона "Северный-3" не завершены, на кадастровый учет территория микрорайона не поставлена в связи с необходимость проведения работ по межеванию.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание, что суд первой инстанции, установив наличие находящегося в ведении администрации г.Ессентуки земельного участка в микрорайоне "Северный- 3" площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, пришел к обоснованному выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить семье Костеневой А.А. испрашиваемый ею для ИЖС земельный участок в аренду на срок сорок девять лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.