Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ессентуки Ставропольского края Монастырной В.В. и апелляционной жалобе представителя комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края Чадной А.В.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2013 года
по делу по заявлению прокурора города Ессентуки Ставропольского края в интересах Ключанцева О.В. об оспаривании бездействия администрации города Ессентуки Ставропольского края по непредоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
И.о.прокурора г. Ессентуки Ставропольского края Балюков Н.Н. обратился в суд с заявлением в защиту интересов Ключанцева О.В. об оспаривании бездействия администрации г. Ессентуки Ставропольского края, выразившегося в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании задания прокуратуры края и по обращению Ключанцева О.В. о несогласии с действиями администрации г. Ессентуки по необеспечению его семьи земельным участком, установлено, что Ключанцев О.В., являясь главой многодетной семьи, 11.02.2013 года обратился в администрацию г.Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду.
Распоряжением комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 05.03.2013 года N92-р Ключанцев О.В. принят на учет лиц, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и претендующих на это право, под N 33.
Из информации от 16.07.2013 года, представленной в прокуратуру комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки, следует, что в целях реализации Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" администрацией города в соответствии с Генеральным планом застройки спланирована территория "Северный-3", на которую разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных жилых домов.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ч.2 ст.7, ч.1 ст.38, ч.1 ст.39 Конституции РФ, а также требованиями подп.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.2 ст.28, п.4 ст.30 Земельного кодекса РФ, ч.3 ст.12, ч.1 ст.12.1 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", администрацией города Ессентуки должен быть предоставлен Ключанцеву О.В. земельный участок в аренду для ИЖС.
Однако до настоящего времени администрацией города Ессентуки решение о предоставлении Ключанцеву О.В. земельного участка в аренду без торгов (конкурсов, аукционов) не принято, соответствующий договор аренды земельного участка не заключен.
На момент проверки администрацией города Ессентуки работы, определенные земельным законодательством, по формированию земельного участка не проводились, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой схеме не утверждалась и Ключанцеву О.В. для выполнения кадастровых работ не выдавалась.
По состоянию на 17.07.2013 года на учете в администрации города Ессентуки состоит 211 многодетных семьи, только 8 из которых земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлены, 11семьям предложены земельные участки в стадии оформления, 3 семьи отказались от предложенных земельных участков, то есть в отношении 89 % многодетных семей мероприятия по предоставлению земельных участков органом местного самоуправления г.Ессентуки не проводятся.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Ессентуки, выразившееся в непредоставлении Ключанцеву О.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет; обязать администрацию города Ессентуки предоставить Ключанцеву О.В. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет (л.д.2-5).
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2013 года заявление прокурора г.Ессентуки Ставропольского края в интересах Ключанцева О.В. удовлетворено частично.
На администрацию города Ессентуки возложена обязанность предоставить многодетной семье: Ключанцеву О.В., Корчакиной Н.С., " ... ", " ... ", " ... " земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет.
В удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации города Ессентуки, выразившегося в непредоставлении многодетной семье: Ключанцеву О.В., Корчакиной Н.С., " ... ", " ... ", " ... " земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ессентуки Монастырная В.В. указывает, что решение суда в части возложения на администрацию г.Ессентуки обязанности предоставить многодетной семье Ключанцева О.В. земельный участок для ИЖС в аренду на 49 лет является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального и материального права. Просит решение суда в этой части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края Чадная А.В. просит решение суда в части возложения на администрацию г.Ессентуки обязанности предоставить многодетной семье Ключанцева О.В. земельный участок для ИЖС в аренду на 49 лет отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора в полном объеме.
Возражений на апелляционные жалобы не поступило.
Ключанцев О.В., Корчакина Н.С., представители прокуратуры г.Ессентуки, комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки, управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ессентуки И.В. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционные жалобы в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Каледина А.Е. об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения судебного акта, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исходя из данных требований гражданского процессуального законодательства, судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб представителя администрации г.Ессентуки Монастырной В.В. и представителя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Чадной А.В.
Учитывая, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации города Ессентуки, выразившегося в непредоставлении семье Ключанцева О.В., земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет, сторонами не обжалуется, судом апелляционной инстанции проверена законность и обоснованность решения в части удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию г.Ессентуки обязанности предоставить многодетной семье: Ключанцеву О.В., Корчакиной Н.С., " ... ", " ... ", " ... " земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
Удовлетворяя требования прокурора г. Ессентуки в указанной части, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие спорные правоотношения, - положениями Земельного кодекса РФ, Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" и другими нормативно-правовыми актами.
В силу требований ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (с изменениями, внесенными законом Ставропольского края от 11.12.2012 года N 110-кз (в редакции 15.02.2013 года) в качестве одной из таких мер поддержки многодетных семей предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
При этом статьей 1 указанного выше Закона определено, что семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации, признается многодетной. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В силу статьи 4 данного Закона порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется Законом Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
В соответствии с требованиями вышеназванного Закона под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).
Согласно подп.5.1 п. 1 ст. 12 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз (в ред. Закона N 12-кз от 08.02.2012 года) женщине, родившей третьего ребенка после 01 января 2012 года, предоставляется в собственность земельный участок для индивидуального жилищного или дачного строительства в городских, сельских поселениях и городских округах по месту жительства при условии признания нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом РФ и постоянного проживания на территории Ставропольского края не менее трех лет.
Частью 1 ст. 12.1 названного Закона установлено, что в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ключанцев О.В. является многодетным отцом, поскольку имеет трех несовершеннолетних сыновей: " ... ", " ... " года рождения (л.д.25); " ... ", " ... " года рождения (л.д.26); " ... ", " ... " года рождения (л.д.27), а также воспитывает двух несовершеннолетних детей его сожительницы Корчакиной Н.С.: " ... ", " ... " года рождения (л.д.28), " ... ", " ... " года (л.д.29-30).
11.02.2013 года Ключанцев О.В. в целях реализации прав, гарантированных вышеизложенными положениями Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", как многодетный отец, обратился к и.о.председателя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Кобец Н.Я. с заявлением о предоставлении его семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет (л.д.12-13).
В ответ на данное обращение в адрес Ключанцеву О.В. направлен ответ N 1266-з от 12.03.2013 года за подписью и.о. председателя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Кобец Н.Я. о том, что распоряжением от 05.03.2013 года N 92-р о принятии его семьи на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с приложением указанного распоряжения, согласно которому он включен в Книгу учета заявлений граждан, имеющих трех и более детей, для получения земельного участка для ИЖС под номером 34 (л.д.10-11).
Вместе с тем, судом установлено, что в целях реализации положений федерального и краевого законодательства администрацией города Ессентуки для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки в соответствии с Генеральным планом застройки ведутся работы по подготовке территории микрорайона "Северный-3". На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Кроме того, на мкр. "Северный-3" разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой.
Судом первой инстанции установлено и данный факт сторонами не оспаривается, что администрацией г.Ессентуки работы по формированию территории микрорайона "Северный-3" не завершены, на кадастровый учет территория микрорайона не поставлена в связи с необходимость проведения работ по межеванию.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание, что суд первой инстанции, установив наличие находящегося в ведении администрации г.Ессентуки земельного участка в микрорайоне "Северный- 3" площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, пришел к обоснованному выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить семье Ключанцева О.В. испрашиваемый им для ИЖС земельный участок в аренду на срок сорок девять лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.