Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 11 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя следственного управления по Ставропольскому краю Г.И.Г.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 12 ноября 2013 года
по заявлению заместителя прокурора Ставропольского края Ш.С.В. о признании действий Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу в предоставлении для проверки материалов и документов незаконными,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
" ... "." ... "." ... " года заместитель прокурора Ставропольского края С.В. Ш. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с заявлением о признании незаконными действий Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу в предоставлении для проверки материалов.
В обоснование заявленных требований указал, что " ... "." ... "." ... " года в адрес и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю и " ... "." ... "." ... " в адрес руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" направлено требование о предоставлении материалов и документов, связанных с направлением в прокуратуру края сведений о доходах и расходах - реестра должностных лиц, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о доходах и расходах (с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца и года рождения; ИНН, должности) вне уголовно-процессуальной сферы.
Следственным управлением Следственного комитета России по Ставропольскому краю ответами от " ... "." ... "." ... " года и " ... "." ... "." ... " года в предоставлении запрашиваемой информации отказано, по причине того, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации исчерпывающе определены УПК РФ, и деятельность Следственного комитета России вне уголовно-процессуальной сфере не может являться предметом прокурорского надзора.
Просил суд признать действия Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу прокуратуре Ставропольского края в предоставлении для проверки материалов и документов вне уголовно-процессуальной сферы незаконными, обязать руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю предоставить в прокуратуру Ставропольского края для проведения проверки материалы и документы, касающиеся предмета проверки.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 12 ноября 2013 года заявление заместителя прокурора Ставропольского края Ш.С.В. - удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель следственного управления по Ставропольскому краю Г.И.Г. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права. Судом при принятии и обосновании решения оставлены без внимания имеющиеся противоречия в действующем законодательстве, определяющем полномочия прокуроров по отношению к деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Полагает, что вывод суда о соответствии требований заместителя прокурора Ставропольского края действующему законодательству не основан на фактических обстоятельствах дела, поскольку правовые основания для распространения полномочий прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции и государственной службе за деятельностью Следственного комитета в настоящее время отсутствуют. Считает, принятое судом решение может повлечь за собой нарушение Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", в котором содержится запрет на разглашение персональных данных без согласия субъекта персональных данных. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение о полном отказе в удовлетворении заявления заместителя прокурора Ставропольского края.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края Д.Е.В. считает доводы апелляционной жалобы необоснованными. Указывает, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона. Отказ следственного управления Следственного комитета по Ставропольскому краю в предоставлении материалов для проверки препятствует осуществлению возложенных на прокуратуру надзорных полномочий. Просит решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителей представителя следственного управления по Ставропольскому краю Г.И.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Л.Е.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в интересах Российской Федерации, если такими решениями, действиями (бездействием) созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации" установлено, что сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.07.2008 N Пр-1568, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой, согласно плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края на " ... "полугодие " ... " года, запланировано проведение проверки в Следственном управлении Следственного комитета России по Ставропольскому краю соблюдения законодательства о противодействии коррупции, (л.д.11).
" ... "." ... "." ... " года и " ... "." ... "." ... " года в адрес Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю направлено требование о предоставлении материалов и документов, связанных с направлением в прокуратуру края сведений о доходах и расходах - реестра должностных лиц, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о доходах и расходах (с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца и года рождения; ИНН, должности) вне уголовно-процессуальной сферы, (л.д. 13).
Следственным управлением Следственного комитета России по Ставропольскому краю ответами от " ... "." ... "." ... " года и " ... "" ... "." ... "года в предоставлении запрашиваемой информации отказано, по причине того, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации исчерпывающе определены УПК РФ, и деятельность Следственного комитета России вне уголовно-процессуальной сфере не может являться предметом прокурорского надзора, (л.д. 14).
Согласно статьи 17 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от-25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Удовлетворяя требования заместителя прокурора Ставропольского края Ш.С.В. о признании незаконными действий Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю по отказу прокуратуре Ставропольского края в предоставлении для проверки материалов и документов вне уголовно-процессуальной сферы и возлагая обязанность на руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю предоставить в прокуратуру Ставропольского края для проведения проверки материалы и документы, касающиеся предмета проверки, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 1, п. 2.1 ст. 4, ст. ст. 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п. 6 ст. 5, ст. ст. 6, 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" ст. 20, ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктом 1 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы", ст. 44 ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации", пришел к выводу о том, что прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной службе и противодействия коррупции, поэтому в рамках представленных ему полномочий вправе истребовать необходимую информацию, в том числе информацию о доходах и расходах - реестра должностных лиц, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о доходах и расходах (с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца и года рождения; ИНН, должности) вне уголовно-процессуальной сферы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они основаны на нормах действующего законодательства.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координирует деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. п. "а", "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
В силу п. 2.1 ст. 4 названного Закона органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности отказа следственного управления Следственного комитета России по Ставропольскому краю в предоставлении прокурору сведений основаны на правильном применении и толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", в котором содержится запрет на разглашение персональных данных без согласия субъекта персональных данных, об отсутствии у прокурора полномочий по истребованию сведений, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении данного дела фактические обстоятельства судом установлены правильно, проверены доводы и возражения сторон, правильно применен материальный закон, нарушений норм материального права не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.