Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.,
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2014 года
дело по апелляционной жалобе полномочного представителя администрации г. Ессентуки Дусева В.С.
на решение Ессентукского городского суда от 20 ноября 2013 года
по гражданскому делу по иску и.о. прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Марченко Надежде Васильевне, администрации г. Ессентуки о признании недействительным постановления и.о. главы г. Ессентуки, о признании ничтожной сделкой договор купли-продажи земельного участка о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение, о признании недействительной записи в ЕГРП,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Марченко Н.В., администрации г. Ессентуки о признании недействительным постановления и.о. главы г. Ессентуки Михотина В.В. от 11 января 2011 года N *, о признании ничтожной сделкой договор купли-продажи земельного участка от 27 марта 2012 года N * в соответствии с которым администрация г. Ессентуки передала за плату в собственность покупателю земельный участок с кадастровый номером *, общей площадью * кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Большевистская, *, о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение: обязать Марченко Н.В. возвратить муниципальному образованию г. Ессентуки земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Большевистская, *, обязать муниципальное образование в лице администрации г. Ессентуки возвратить Марченко Н.В. полученные в качестве оплаты за земельный участок с кадастровым *, денежные средства в размере * рублей, о признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 мая 2012 года, номер регистрационной записи N * о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Большевистская, *.
В обоснование указал, что в результате проведенной проверки установлено, что в соответствии с постановлением и.о. главы г. Ессентуки Михотина В.В. от 11 ноября 2011 года N * администрацией г. Ессентуки, в лице заместителя председателя комитета по муниципальной собственности Кобец Н.Я. с Марченко Н.В. 27 марта 2012 года заключен договор купли-продажи земельного участка N *, в соответствии с которым администрация г. Ессентуки продала за плату в собственность покупателю земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул. Большевистская, *. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК 23 мая 2012 года, номер регистрационной записи *. Согласно договору цена земельного участка составила * рублей. В результате заключения договора купли-продажи от 27 марта 2012 года в собственность Марченко Н.В. передан вышеуказанный земельный участок в пределах особо охраняемой природной территории - города-курорта Ессентуки, относящейся в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ к объектам общенационального достояния, что повлекло за собой нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. Таким образом, постановление главы г. Ессентуки от 11 ноября 2011 года N *, в соответствии с которым заключен договор купли-продажи земельного участка N * не соответствуют действующему законодательству об особо охраняемых природных территориях. Указанный договор купли-продажи земельного участка является ничтожной сделкой.
Решением Ессентукского городского суда от 20 ноября 2013 года исковые требования и.о. прокурора г.Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. Суд постановил признать недействительным постановление и.о. Главы г. Ессентуки Михотина В.В. от 11 января 2011 года N *. Признать ничтожной сделкой договор купли - продажи земельного участка от 27 марта 2012 года N *, в соответствии с которым Администрация города Ессентуки в лице заместителя председателя комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Кобец Н.Я. продала за плату в собственность покупателю - Марченко Н.В. земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Большевистская *. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение: обязать Марченко Н.В. возвратить муниципальному образованию г. Ессентуки вышеуказанный земельный участок; обязать муниципальное образование в лице администрации г. Ессентуки возвратить Марченко Н.В. полученные в качестве оплаты за земельный участок, денежные средства в сумме * рублей. Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 мая 2012 года, номер регистрационной записи N * о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок.
В апелляционной жалобе полномочный представитель администрации г. Ессентуки Дусев В.С. просит решение суда отменить, указав, что решение суда является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллеги, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили. На основании статей 327, 327-2 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Левушкину Е.В., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения суда не находит.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено, судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. ст. 15 и 27 ЗК РФ к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 95 и 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации.
В силу п. 7 ст. 2 и п. 4 ст. 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и п. 2 ст. 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В п. п. 2, 3 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы округов санитарной или горно-санитарной охраны оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ (п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", п. 2 ст. 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Как следует из материалов дела, постановлением и.о. главы города Ессентуки N * от 11 ноября 2011 года Марченко Н.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью * кв.м. по существующим границам землепользования под эксплуатацию жилого дома и хоз. построек по адресу: г. Ессентуки, ул. Большевистская, *. категория земель - земли населенных пунктов, то есть из земель особо охраняемых территорий, в отношении которых законом прямо предусмотрен запрет на отчуждение.
27 марта 2012 года между администрацией г. Ессентуки в лице заместителя председателя комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки Кобец Н.Я действующей на основании положения об управлении муниципальной собственностью г. Ессентуки, утвержденного решением Совета города N 109 от 24 ноября 2003 года и Положения о Комитете по муниципальной собственностью г. Ессентуки, утвержденного постановлением главы г. Ессентуки N * от 28 января 2009 года, доверенности от 19 декабря 2011 года N * и Марченко Н.В. заключен договор купли-продажи данного земельного участка, в соответствии с п. 2.1 которым цена земельного участка определена * рублей. Договор сторонами исполнен. Право собственности Марченко Н.В. на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (*).
Судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с частями 1 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку администрация г. Ессентуки не имела права отчуждать в частную собственность входящий в состав особо охраняемой природной территории спорный земельный участок, все действия, связанные с таким отчуждением противоречат закону.
Таким образом, обжалуемое постановление и.о. главы г. Ессентуки N* от 11.01.2011 противоречит п. 2, подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в силу чего правомерно признано незаконным.
Исходя из положений норм ст. 166, 167, 168 Гражданского кодекса РФ, ст. 19 Земельного кодекса РФ, принимая во внимание разъяснения п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установив, что основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка послужил незаконный нормативный акт органа местного самоуправления, договор купли-продажи указанного земельного участка, заключенный между администрацией г. Ессентуки в лице заместителя председателя комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки Кобец Н.Я. и Марченко Н.В. обоснованно признан судом ничтожной сделкой с момента ее совершения. Стороны по делу правомерно приведены в первоначальное состояние.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с кадастровым данными спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и не относится к землям особо охраняемых природных территорий не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих данные спорные отношения.
По смыслу ст. 85 ЗК РФ земли поселений могут одновременно относиться и к землям особо охраняемых природных территорий
Вышеприведенные положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" также содержат запрет на предоставление в частную собственность земельных участков относящихся к объектам общенационального достояния вне зависимости от той категории, к которой они были отнесены при постановке на кадастровый учет.
Довод о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, несостоятельна, т.к. спор возбужден в порядке искового производства и рассматривается судом по правилам искового производства, не предусматривающим сокращенные сроки обращения в суд за защитой нарушенного права.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергают выводы судебного решения, поэтому не могут являться основанием к отмене правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.