Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шишовой В.Ю., Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2014 года
по апелляционной жалобе главы администрации Новоселицкого муниципального района СК Проскурина И.О.
на решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края
от 17 декабря 2013 года
по иску прокурора в интересах многодетных семей Р., А., О. к администрации Новоселицкого муниципального района СК о признании бездействия незаконным
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новоселицкого района обратился в суд с исковым заявлением в интересах многодетных семей Р., А., О., указав, что проведенной проверкой прокуратурой Новоселицкого района установлено, согласно п.3 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21 -кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в администрацию Новоселицкого муниципального района Ставропольского края поступило 2 заявления граждан о предоставлении им в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства, 1 заявление о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, однако должностными лицами администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края своевременные меры по формированию земельных участков из свободных земель не приняты, что значительно увеличивает срок рассмотрения обращений граждан и принятия соответствующих решений.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края, выразившееся в не разработке и не утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории Новоселицкого муниципального района Ставропольского края для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства для предоставления многодетным семьям Р., А., О., имеющим трех детей в соответствии с Законом Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений"; обязать администрацию Новоселицкого муниципального района Ставропольского края в срок не более 1 месяца со дня вступления в силу решения суда разработать и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории Новоселицкого муниципального района Ставропольского края для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства для предоставления многодетным семьям Р., А., О., имеющим трех детей в соответствии с Законом Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Решением Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 17 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе глава администрации Новоселицкого муниципального района СК Проскурин О.И. указывает, что решение суда незаконное и необоснованное. Просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Р., А., О., Г. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением о вручении извещения; cведений об уважительности причин неявки не предоставила.
Принимая во внимание, что лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Новоселицкого муниципального района СК Жалыбину О.А., действующую на основании доверенности " ... ", поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Ставропольского края Левушкину Е.В., полагавшую, что решение законное и обоснованное и отмене не подлежит, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено, что 08.08.2013 в администрацию Новоселицкого -муниципального района с письменным заявлением обратился Р. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в с. Китаевском, согласно ст. 12 п.3 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз, как многодетной семье.
21.10.2013 администрацией Новоселицкого муниципального района издано постановление N 548 "О постановке на учет многодетной семьи Р., имеющего право на предоставление земельного участка на территории Новоселицкого муниципального района Ставропольского края", согласно которому многодетная семья Р. поставлена на учет, как имеющая право на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Установлено, что администрацией Новоселицкого муниципального района Р. письменно о постановке на учет не уведомлялся. Р. проводится межевание земельного участка для постановки его на кадастровый учет. До настоящего времени схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте администрацией Новоселицкого муниципального района не утверждена.
Аналогичные нарушения закона установлены прокуратурой района в администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края при проверке заявлений многодетных семей А. от " ... "года и О. от " ... "года.
Абзацем 2 пункта 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (введенным Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ) установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Ставропольского края N123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (с изм., внесенными Законом Ставропольского края от 11.12.2012 N 110-кз (ред. 15.02.2013) многодетной признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Согласно ст. 3 данного закона предусмотрены меры социальной поддержки многодетных семей, одной из которых является бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
Статьей 4 определен порядок предоставления мер социальной поддержки многодетных семей, согласно которой порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
В силу требований Закона Ставропольского края N21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями, одинокой матерью, одиноким отцом.
Подпунктом 5.1 п. 1 ст. 12 названного закона Ставропольского края (в редакции закона Ставропольского края от 08.02.2012 N 12-кз) установлено, что женщине, родившей третьего ребенка после 1 января 2012 года, предоставляется в собственность земельный участок для индивидуального жилищного или дачного строительства в городских, сельских поселениях и городских округах по месту жительства при условии признания нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и постоянного проживания на территории Ставропольского края не менее трех лет.
В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 12.1 Закона N 21-кз). При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех, и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления: 1)на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; 2) в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Судом первой инстанции установлено, что Р. и О. обратились в администрацию Новоселицкого муниципального района Ставропольского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для строительства индивидуального жилого дома: Р. в селе Китаевском Новоселицкого района, О. в пос.Новый Маяк Новоселицкого района, А. обратился в администрацию Новоселицкого муниципального района Ставропольской края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в селе Чернолесском.
Постановлением администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от 15 октября 2013 года N535 подтверждается, что многодетная семья О. поставлена на учёт, как имеющая право на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного на территории Новоселицкого района Ставропольского края.
Постановлением администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края N536 от 15.10.2013 года подтверждается, что многодетная семья А. поставлена на учёт, как имеющая право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на территории Новоселицкого района.
Постановлением администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края N548 от 21.10.2013 года подтверждается, что многодетная семья Р. поставлена па учёт, как имеющая право па предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного па территории Новоселицкого района Ставропольского края.
С учетом представленных суду доказательств суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Новоселицкого района в интересах Р., А., О. в части возложения обязанности на администрацию Новоселицкого муниципального района Ставропольского края в срок не более 1 месяца со дня вступления в силу решения суда разработать и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории Новоселицкого муниципального района Ставропольского края для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства для предоставления многодетным семьям Р., А., О., имеющим трех детей в соответствии с Законом Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, основаны на неправильном толковании норм материального права без учета системной связи нормативных законоположений. Доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоселицкого районного суда Ставропольского края от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.