Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Строчкиной Е.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 18 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя К.Ж.Е.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 18 декабря 2013 года
по исковому заявлению Ш.А.Н. к Администрации города Ставрополя о признании отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Ш.А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что он, составом семьи " ... " человека, 02.02.1994 года принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации " ... " района г. Ставрополя.
Полагает, что ему, на состав семьи из " ... " человек, с учетом положений ст. 17 ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", о праве ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь, положено жилое помещение общей площадью не менее 75 кв.м.
По состоянию на 01.04.2013 по общей очереди его номер " ... ", по списку очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма - " ... ", по списку очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, номер " ... ". Инвалидность ребенку установлена до " ... " " ... "" ... " года.
В сентябре " ... " года он обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о рассмотрении вопроса о незамедлительном, внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма не меньше установленных нормативов предоставления жилой площади по договорам социального найма в г. Ставрополе, на состав семьи из " ... "человек, с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
23.10.2013 года получил ответ администрации г. Ставрополя, с указанием на существование определенного порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Ставропольском крае.
Считает, что, принимая решение фактически об отказе в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма администрация нарушает его право и его ребенка-инвалида, гарантированного Конституцией РФ на защиту и помощь со стороны государства.
Просил суд признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя во внеочередном предоставлении Ш.А.Н., на состав семьи " ... " человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь несовершеннолетнего ребенка-инвалида, жилого помещения по договору социального найма в г. Ставрополе и обязать администрацию г. Ставрополя предоставить Ш.А.Н., во внеочередном порядке жилое помещения в г. Ставрополе по договору социального найма, на состав семьи из " ... " человек, с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь. Взыскать с администрации города Ставрополя в его пользу в счет компенсации морального вреда сумму " ... " (" ... "" ... ") рублей.
В судебном заседании первой инстанции Ш.А.Н. и его представитель в части требования о взыскании с органа местного самоуправления компенсации морального вреда в сумме " ... " (" ... "" ... " рублей заявили отказ, который суд принял и вынес соответствующее определение.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 18 декабря 2013 года исковые требования Ш.А. Н. - удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя К.Ж.Е. считает, что суд при вынесении решения неверно применил нормы материального права, не применил нормы подлежащие применению и как следствие вынес незаконное и необоснованное решение. Указывает, что в настоящее время администрация города Ставрополя не наделена государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Полномочия по предоставлению жилых помещений по договору социального найма гражданам, указанным в ст.2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 года N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" возлагаются на министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Просит решение суда отменить и постановить новое решение, которым Ш.А.Н. отказать в удовлетворении требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители администрации города Ставрополя, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; сведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения заявления, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ш.А.Н. и его представителя П.С.М. просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса, перечне.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является: проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно.
В силу ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ш.А.Н. является законным представителем Ш.Н.А., " ... "." ... "." ... " года рождения, признанного "ребенком-инвалидом" на основании справки " ... "-" ... " N " ... ", (л.д. 8).
Постановлением главы администрации г. Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N " ... ", семья Ш.А.Н. составом " ... " человека принята на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как семья, имеющая в своем составе инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, в соответствии с п. 5 ст. 52, п.п. 1,4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, (л.д.40).
На 01.04.2013 года номер истца по общей очереди - " ... ", по льготному внеочередному списку - N " ... ".
Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г. "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, согласно которого хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями являются тяжелой формой хронических заболеваний.
В индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (карта N " ... " к акту освидетельствования N " ... " от " ... "." ... "." ... " года) на имя Ш.Н.А., в разделе "Мероприятия социальной реабилитации" указано, что согласно ст. 51, ст. 57 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, п. 3,4 имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, нуждается в обеспечении беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Согласно Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" п. 3,7,8, имеет право на дополнительную жилую площадь. Исполнитель указан - администрация города Ставрополя, (л.д.9).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года (в ред. решения Ставропольской городской Думы от 25.04.2012 N 209) N 184 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" - установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Ставрополе в размере: не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Из ст. 31 Федерального закона N 181- ФЗ, следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Ш.А.Н. выбрал способ защиты права путем обеспечения жилым помещением по договору социального найма, как семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида, состоящей на учете с 20.12.2004 года N очереди " ... ", согласно сводному списку по краю на 2013 год.
28 февраля 2013 года в Закон СК N 72-кз от 10 ноября 2009 года "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма", внесены изменения, в соответствии с которыми жилые помещения жилищного фонда СК предоставляются гражданам, указанным в ст. 2 указанного Закона, в том числе и инвалидам, имеющим право на получение жилого помещения в порядке очереди.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Ш.Н.А. " ... " года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и в силу вышеизложенных положений жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Ставрополя повторяют его позицию в суде первой инстанции, исследованную судом и получившую надлежащую судебную оценку.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.