Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Строчкиной Е.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 18 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя Ю.Ю.С.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 декабря 2013 года
по заявлению Н.В.Ю. к администрации города Ставрополя, комитету градостроительства администрации города Ставрополя об оспаривании решения органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Н.В.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N" ... "в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительным согласовании места размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... "; обязать администрацию города Ставрополя оформить документы о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительно согласовать место размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " и представить Н.В.Ю. в аренду земельный участок площадью " ... " кв.м., для размещения на нем станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... ".
В обоснование заявленных требований укала, что " ... "." ... "." ... " года, обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о рассмотрении вопроса об оказании услуги по выбору земельного участка для строительства станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями. Акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства на территории города Ставрополя согласован со всеми предусмотренными организациями.
Уведомлением от " ... "." ... "." ... "года за N " ... "отказано в предоставлении муниципальной услуге по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В обоснование отказа указано, что Регламентом предусмотрен порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с регламентом, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для вышеуказанных целей, являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявление на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.
Считает, что решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от " ... "." ... "." ... " года N" ... ", существенно нарушает ее права и интересы, предусмотренные ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, поскольку созданы препятствия в реализации права иметь земельный участок для строительства СТО со встроенным магазином и офисными помещениями. Нарушение этих прав связано с понесенными затратами времени и финансовых средств при оформлении земельного участка.
Просила суд признать незаконным отказ администрации города Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N" ... "в предоставлении Н.В.Ю. муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... "в квартале " ... " г. Ставрополя. Обязать администрацию города Ставрополя оформить документы о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительно согласовать место размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... "в квартале " ... " г. Ставрополя и предоставить Н.В.Ю. в аренду земельный участок площадью " ... " кв.м, для размещения на нем станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " г. Ставрополя.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 декабря 2013 года заявление Н.В.Ю. к администрации г. Ставрополя, комитету градостроительства администрации г. Ставрополя об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ставрополя Ю.Ю.С. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в полном объеме. Указывает, что суд в решении неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказал обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Считает, что требование Н.В.Ю. об обязании администрации города Ставрополя предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок удовлетворено незаконно. Доказательств того, что Н.В.Ю. представила акт выбора со всеми согласованиями в период с 01.03.2011 до 05.07.2011 года в материалах дела нет. Полагает, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что Н.В.Ю. со всеми согласованиями обратилась только в 2013 году, когда Решение Ставропольской городской Думы от 09.06.2011 являлось действующим. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу Н.В.Ю. считает решение суда законным и обоснованным. Полагает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального права. Указывает, что заявление от 20.07.2007 года N" ... "и оно возобновлено 28.09.2009 N " ... " в администрацию города Ставрополя Н.В.Ю. подано в администрацию до принятия и вступления в силу решения городской Думы от 29.06.2011 года N 84. Считает, что процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу указанного решения городской Думы. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации без удовлетворения.
Представители администрации г. Ставрополя, комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; сведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения заявления, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав Н.В.Ю., ее представителя И.Ю.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из статьи 255 ГПК РФ усматривается, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что " ... "." ... "." ... " года Н.В.Ю. обратилась к главе администрации города Ставрополя с заявлением о рассмотрении вопроса о выборе земельного участка для строительства станции технического обслуживания.
22.09.2009 года она повторно обратилась с аналогичным заявлением, вх. N" ... ".
Н.В.Ю. получено согласование от всех заинтересованных служб, а именно: МУП "Водоканал", ОАО "Ставропольгоргаз", комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя, ОАО "Теплосеть", филиал ОАО "Межрегиональное распределительная сетевая компания Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго", Ставропольский филиал ОАО "ЮТК", ОАО "Ростелеком". Более того, данный акт согласован Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - " ... "." ... "." ... " года и комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя - " ... "." ... ".2010 года.
Распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя 31.05.2010г. N" ... "утверждена в установленном законом порядке схема расположения земельного участка по ул. " ... ", " ... ", в квартале " ... " на кадастровом плане, с утверждением вида разрешенного использования земельного участка - для размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями.
Судом установлено, что после получения Н.В.Ю. всех необходимых заключений подготовлен проект постановления администрации г. Ставрополя об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Н.В.Ю. места размещения станции технического обслуживания со встроенными магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... ".
Удовлетворяя требования Н.В.Ю., суд исходил из того, что Н.В.Ю. обратилась к главе администрации города Ставрополя с заявлением о рассмотрении вопроса о выборе земельного участка для строительства станции технического обслуживания в июле 2007 года.
Согласно Регламенту подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденному постановлением администрации города Ставрополя от 10 сентября 2009 года N 691, администрация г. Ставрополя обязана принять решение об утверждении акта выбора земельного участка и вручить его заявителю в течение 85 дней с момента подачи заявления. Поскольку указанные действия не выполнены администрацией в установленный срок, суд пришел к выводу о незаконности действий ответчика, в связи с чем на администрацию г. Ставрополя возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона путем оформления документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительно согласовать место размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " г. Ставрополя и предоставить Н.В.Ю. в аренду земельный участок площадью " ... " кв.м, для размещения на нем станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " г. Ставрополя.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5.15. Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10 сентября 2009 года N 691 в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в случаях, установленных Регламентом.
Данным регламентом предусмотрен порядок оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 9.3. Регламента основанием для отказа в предоставлении земельного участка являются обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги,
В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года N 84 "Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются, для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах" право аренды на земельные участки для размещения объектов торговли и объектов, осуществляющих техническое обслуживание автомобилей, осуществляется на конкурсной основе, а порядке, предусмотренном ст. 30, 38 Земельного кодекса.
Настоящее решение вступило в силу после официального опубликования в газете "" ... "" ... "", а именно после 05 июля 2011 года.
Таким образом; на момент направления Н.В.Ю. обжалуемого уведомления от " ... "." ... "." ... " года N" ... "об отказе в предоставлении муниципальной услуги вышеуказанное решение вступило в законную силу, а, следовательно, рассмотрение вопроса о выборе земельного участка в противоречие с установленным порядком недопустимо.
Бездействия администрации города Ставрополя, выразившиеся в не рассмотрении ее заявления в установленный законом срок, заявитель Н.В.Ю. не обжаловала.
Разрешая заявленные требования о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, суд возложил обязанность на администрацию г. Ставрополя оформить документы о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительно согласовать место размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " г. Ставрополя и предоставить Н.В.Ю. в аренду земельный участок площадью " ... " кв.м, для размещения на нем станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " г. Ставрополя.
В Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 (ред. от 09 февраля 2012 года) указано, что, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Земельным законодательством предусмотрена четкая процедура предоставления земельных участков, предполагающая ряд действий, без которых невозможно решение вопроса.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием 'мест размещения объектов в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление. его государственного кадастрового учета: 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления, по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению, предусмотренному статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр- в ее границах, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации от. 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (в ред. от 12 декабря 2011 года).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласований места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы, расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю.
Постанавливая решение, которым возлагается обязанность на администрацию г. Ставрополя оформить документы о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительно согласовать место размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " г. Ставрополя и предоставить Н.В.Ю. в аренду земельный участок площадью " ... " кв.м, для размещения на нем станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " г. Ставрополя, суд фактически предрешил решение вопроса, который находится в компетенции органа местного самоуправления, и исключил необходимость проведения мероприятий, предусмотренных земельным законодательством.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда первой инстанции не отвечает указанным требованиям закона, так как постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционный жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Н.В.Ю. по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 декабря 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Н.В.Ю. к администрации г. Ставрополя, Комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа администрации города Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N" ... "в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительным согласовании места размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... "; обязать администрацию города Ставрополя оформить документы о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительно согласовать место размещения станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... " и представить Н.В.Ю. в аренду земельный участок площадью " ... " кв.м., для размещения на нем станции технического обслуживания со встроенным магазином и офисными помещениями по ул. " ... ", " ... " в квартале " ... ", - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.