Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.,
судей Озерова П.П., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2013 года,
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Железноводска Зелениной Т.Б.,
на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2013 года,
по гражданскому делу по заявлению прокурора г.Железноводска о признании незаконным разрешения на строительство N RU26303000-52 от 5 сентября 2012 года, выданного В. Э. А.,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Железноводска, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании разрешения на строительство N RU26303000-52 от 5 сентября 2012 года, выданного В.Э. А. незаконным, утверждая, прокуратурой города проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства.
В ходе проверки в деятельности администрации города-курорта Железноводска выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды.
Так, согласно кадастровому паспорту земельный участок, расположенный по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, улица " ... ", входит во вторую зону горно-санитарной охраны города-курорта Железноводска.
То обстоятельство, что в соответствии с кадастровой выпиской земельный участок отнесен и к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
5.09.2012 администрацией города-курорта Железноводска В.Э.А. выдано разрешение N RU 26303000-52 на реконструкцию встроенных нежилых помещений (помещений магазина) по улице " ... ", в пос. Иноземцево, г.Железноводске.
При этом, согласно информации, предоставленной администрацией города-курорта Железноводска, в нарушение требований законодательства, государственная экологическая экспертиза проекта строительства указанного объекта не проводилась.
Реконструкция встроенных нежилых помещений (помещений магазина) по улице " ... ", в пос. Иноземцево, г.Железноводске в границах второй зоны горно-санитарной охраны города-курорта федерального значения Железноводска, без положительного заключения государственной экологической экспертизы может оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды особо охраняемой природной территории, а также повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту её от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Прокурор просит признать разрешение N RU 26303000-52 на реконструкцию встроенных нежилых помещений (помещений магазина) по улице " ... ", в пос. Иноземцево, г. Железноводске, выданное администрацией города-курорта Железноводска В.Э.А. незаконным, возложить на администрацию города-курорта Железноводска обязанность устранить допущенные нарушения путем отмены разрешения.
Решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2013 года заявленные требования прокурора г.Железноводска удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации города-курорта Железноводска Зеленина Т.Б. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав, старшего прокурора отдела Лёвушкину Е.В., просившую оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом достоверно установлено, что согласно кадастровому паспорту земельный участок, расположенный по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, улица " ... ", входит во вторую зону горно-санитарной охраны города-курорта Железноводска.
5 сентября 2012 администрацией города-курорта Железноводска В.Э.А. выдано разрешение N RU 26303000-52 на реконструкцию встроенных нежилых помещений (помещений магазина) по улице " ... ", в пос. Иноземцево, г.Железноводске, без государственной экологической экспертизы проекта указанного объекта.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. "ж" ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 33 - ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч. 3 ст. 94 ЗК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 ЗК РФ).
В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (ч. 4 ст. 95 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 96 ЗК РФ). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч. 3 ст. 96 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 14 от
17.01.2006 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", город Железноводск признан курортом федерального значения.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996
N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Кроме того, действующее законодательство, а именно, п.п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174 - ФЗ "Об экологической экспертизе" определяет, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым относится территория города Железноводска. В связи с этим, проектная документация объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курорта федерального значения Железноводска, подлежит государственной экологической экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо, в том числе, и положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Доводы о том, что в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, по мнению судебной коллегии, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что разрешение на строительство N RU26303000-52 от 5 сентября 2012 года, оформленное администрацией города-курорта Железноводска в отсутствие государственной экологической экспертизы, выдано в отсутствие предусмотренных законом оснований.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции в полном объеме изучил все представленные материалы дела и дал им законную и обоснованную оценку, подробно изложенную в мотивировочной части решения суда.
Суд обоснованно сослался и применил нормы материального права: Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, ГК РФ, ГПК РФ, п.7.1 ст.11 Федерального закона от 23ноября 1995 N 174-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 года) "Об экологической экспертизе", п. 2 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 года N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" и от 17 января 2006г. N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортамифедерального значения и об утверждении Положений об этих курортах", Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985г. N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену вынесенного решения, судом не допущено.
Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона, выводы суда по делу мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего возникшие спорные правоотношения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены решения, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.