Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой е.В.,
судей Стельмах О.Ю., Новосельцевой Ю.Ю.,
при секретаре Сурине А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 февраля 2014 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционным жалобам муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N7" г. Чебаркуль, Министерства образования и науки Челябинской области на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 19 ноября 2013 года по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N7" г. Чебаркуль, Министерству образования и науки Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями
Заслушав доклад судьи Зиновьевой е.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, представителей ответчика МОУ СОШ N7 Перенессева В. А., Гапову Н.М., Министерства образования и науки Челябинской области Шакирову Э.А, поддержавших свои жалобы, представителя прокуратуры Челябинской области Малышеву О.П., полагавшую жалобу Министерства образования и науки Челябинской области обоснованной, возражавшую против жалобы МОУ СОШ N7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Чебаркуля в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N7" г. Чебаркуль (далее - МОУ СОШ N7), Министерству образования и науки Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, в котором просит возложить на школу обязанность по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы, на Министерство образования и науки Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области-обязанность профинансировать обеспечение полной укомплектованности библиотечного фонда. В обоснование требований указано, что в прокурорской проверкой выявлено неисполнение образовательным учреждением обязанности
по обеспечению бесплатными учебниками всех учащихся, что нарушает права несовершеннолетних. Обеспеченность бесплатными учебниками составляет 68,1%.
Помощник Чебаркульского городского прокурора в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители ответчиков МОУ СОШ N 7 г. Чебаркуля, Министерства образования и науки Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области в судебном заседании при надлежащем извещении участия не приняли, представили письменные отзывы, в которых требования не признали.
Представители третьих лиц Управления образования администрации Чебаркульского городского округа, Администрации городского округа, Финансового управления администрации Чебаркульского городского округа в судебном заседании при надлежащем извещении участия не приняли.
Суд постановил решение, которым обязал МОУ СОШ N 7 за счет средств областного бюджета обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников в срок до 01 сентября 2014 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МОУ СОШ N7 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к школе, и о понуждении Министерства финансов Челябинской области, Министерства образования и науки Челябинской области профинансировать обеспечение полной укомплектованности библиотечного фонда МОУ СОШ N7. Указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для принятия законного и обоснованного решения, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно ФЗ от 29.12.2012г. N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации". Полагает, что обязанность по укомплектованию библиотечного фонда по закону возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ. Выделенного школе финансирования недостаточно для обеспечения полной укомплектованности учебниками. В решении указано на полное удовлетворение иска, однако обязанность возложена только на МОУ СОШ N7. Указывает, что в решении суда неверно указано наименование ответчика МБОУ СОШ N7, хотя согласно Уставу наименование ответчика - МОУ СОШ N7.
Ответчик Министерство образования и науки Челябинской области в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части слова: "за счет средств областного бюджета", поскольку финансирование на указанные цели возможно из различных источников, кроме областного бюджета, также за счет средств федерального и местного бюджетов и за счет внебюджетных источников. Так же полагает, что образовательные учреждения должны самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств обеспечивать образовательный процесс.
Администрации Чебаркульского городского округа в возражениях на апелляционную жалобу ответчика Министерства образования и науки Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в жалобе МОУ СОШ N7, в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства образования и науки Челябинской области отказать.
Представители Министерства финансов Челябинской области, Управления образования администрации Чебаркульского городского округа, Администрации Чебаркаульского городского округа, Финансового управления администрации Чебаркульского городского округа о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 167 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным,
з
при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч.З, 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в п.З ч. 1 ст. 8Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" .
Данные положения корреспондируют норме, закрепленной в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
4
образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
Статьей 35 того же Закона установлено, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной
5
образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Как следует из Устава МОУ СОШ N7, образовательное учреждение относится к категории муниципальных бюджетных учреждений (п. 1.3 Устава).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что на 2013-2014г.г. обеспеченность бесплатными учебниками учащихся МОУ СОШ N7 составляет 1-4классы- 53,3%, 5-9классы- 74,6%, 10-11 классы-76,5%.(л.д.13)
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что в целях обеспечения федерального государственного образовательного стандарта, образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств обязано обеспечивать оснащение образовательного процесса, в том числе - печатными учебниками каждого ученика.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции по существу правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы МОУ СОШ N7 о том, что сумма, выделенных в 2013 году денежных средств недостаточна для полного комплектования библиотечного фонда, финансирование расходов на учебники и учебные пособия относится к полномочиям субъекта РФ, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", пунктом 25 Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования.
Доводы апелляционной жалобы МОУ СОШ N7 о необоснованном освобождении судом Министерства образования и науки Челябинской области,
б
Министерства финансов Челябинской области от обязанности по финансированию в полном объеме потребностей комплектования библиотечного фонда, судебная коллегия находит необоснованным.
К компетенции Министерства финансов Челябинской области входит организация исполнения областного бюджета, доведение до главных распорядителей средств областного бюджета бюджетных ассигнований (п. 8 Положения о Министерстве финансов Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20.08.2004 N 433).
Министерство образования и науки Челябинской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета (п.8 Положения о Министерстве образования и науки Челябинской области, утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 410).
Сторонами не оспаривается, что предусмотренные Законами Челябинской области "Об областном бюджете" на 2012 и 2013 год субвенции, выделяемые из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования Чебаркульскому городскому округу предоставлены в полном объеме.
При этом нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях были утверждены Законом Челябинской области от 24.04.2008 N 264-30 (действовавшим до 01.01.2014).
В соответствии со ст. 10 этого Закона общеобразовательные учреждения в общем объеме средств, рассчитанном на основании нормативов, прогнозируемой на соответствующий финансовый год и плановый период среднегодовой численности обучающихся, корректирующих коэффициентов, доведенном до общеобразовательного учреждения, самостоятельно определяют долю расходов на: возмещение затрат педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодических печатных изданий, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов); на фонд оплаты труда.
Ссылка МОУ СОШ N7 на неисполнимость решения вследствие того, что финансирование на приобретение учебников из областного бюджета на 2014год не предусмотрено, опровергается положениями Закона Челябинской области от 19.12.2013 N 602-30 "Об областном бюджете на 2014год и на плановый
7
период 2015 и 2016годов" которым предусмотрена субвенция Чебаркульскому городскому округу на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных организациях на 2014год в сумме **** тыс. руб.
Согласно информации Управления образования администрации Чебаркульского городского округа МОУ СОШ N7 выделены субвенции на учебные расходы в 2013году- **** руб., в 2014г.- **** руб.
Доводы апелляционной жалобы МОУ СОШ N7, указывающие на отсутствие у школы достаточных финансовых средств для укомплектования библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы, в силу ограниченности источников финансирования имущества и финансовых ресурсов некоммерческого учреждения и дефицита поступления в образовательное учреждение бюджетных средств, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", пунктом 25 Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования.
Отсутствие или недостаточность финансирования не освобождает образовательное учреждение от исполнения возложенной на него законом обязанности по надлежащей организации учебного процесса.
Довод апелляционной жалобы Министерства образования и науки Челябинской области о том, что возложение обязанности обеспечить укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения только за счет средств, выделяемых из бюджета Челябинской области, необоснованно ограничивает самостоятельность МОУ СОШ N7 в использовании иных источников, заслуживает внимания.
Так, отнесение частью 1 статьи 7 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 322-30 "Об образовании в Челябинской области" и пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Челябинской области от 29.08.2013 N 515-30 "Об образовании в Челябинской области" к полномочиям органов государственной власти Челябинской области в сфере обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного,
8
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Челябинской области, а также недостаточность средств, выделяемых из бюджета области на эти цели, не освобождает МОУ СОШ N7 как бюджетное образовательное учреждение от исполнения обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам, в том числе за счет осуществления бюджетным образовательным учреждением приносящей доход деятельности, а также привлечения средств за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда, исключив указание на обязанность МОУ СОШN7 обеспечить укомплектованность библиотечного фонда только за счет средств бюджета Челябинской области.
Ссылка в жалобе на нарушение судом норм материального права, применение норм Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года и неприменение норм Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 01.09.2013, несостоятельна, поскольку пункт 3 части 1 статьи 8 этого закона, определяющий полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, вступает в силу с 1 января 2014 года (статья 111 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
В решении суд первой инстанции неверно указал сокращенное наименование ответчика- муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N7", указав его сокращенное наименования МБОУ СОШN7, хотя сокращенное наименование учреждения, согласно пункту 1.4 Устава - МОУ СОШ N7 (л.д.25). Однако, такая описка не повлекла неправильное разрешение судом спора по существу.
В связи с нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ) решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 19 ноября 2013 года изменить: Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N7", расположенное по
9
адресу: Челябинская область г. Чебаркуль ул. Комсомольская д. 7 "а" обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников в срок до 01 сентября 2014 года.
Председательствующий
Судьи
ю
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.