Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Скрябиной С.В., Жуковой Н.А.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 24 декабря 2013 года по иску Зюздинцева Л.А. к Государственному учреждению -Управлению пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области о признании незаконными и отмене решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, о включении периодов работы в специальный стаж, о возложении обязанности по назначению ежемесячной доплаты к пенсии
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Леонову М.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Зюздинцева Л. А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зюздинцев Л.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области (далее ГУУПФР в г. Копейске) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии от 29 апреля 2011 года, о включении в специальный стаж для установления доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ от 10.05.2010 г. N84-ФЗ периодов:
- с 13.10.1962 г. по 15.08.1963 г. работы в качестве ****;
- с 27.10.1963 г. по 23.08.1966 г. службы в рядах Советской Армии;
- с 26.06.1969 г. по 02.09.1969 г. - в качестве ****;
- с 02.11.1977 г. по 03.08.1981 г. в должности ****
****;
- с 04.08.1981 г. по 25.02.1992 г. - в должности ****;
- с 30.06.2008 г. по 31.12.2008 г. - в должности ****, о возложении обязанности по назначению ежемесячной доплаты к пенсии с 01 мая 2011 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что решением от 29 апреля 2011 г. ему отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в связи с недостаточностью стажа на ****. Считает решение ГУ УПФ РФ в г.Копейске незаконным, поскольку спорные периоды подлежат включению в специальный стаж.
В суде первой инстанции истец настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что указанные периоды не могут быть включены в стаж, поскольку не подтверждена занятость истца на подземных работах не менее 80% рабочего времени.
Решением суда исковые требования Зюздинцева Л.А. удовлетворены частично. Решение и протокол ГУ УПФР в г.Копейске Челябинской области N276 от 29.04.2011 года отменены, на ответчика возложена обязанность по включению в специальный трудовой стаж Зюздинцева Л.А. периодов с 13.10.1962 г. по 15.08.1963 г., с 27.10.1963 г. по 23.08.1966 г, с 02.11.1977 г. по 03.08.1981 г., с 08.04.1981 г. по 25.02.1992 г., с 30.06.2008 г. по 31.12.2008 г.; по назначению ежемесячной доплаты к пенсии с 01.05.2011 года.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Южноуральске просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж периода службы в рядах Советской армии с 27.10.1963 г. по 23.08.1966 г.; периодов работы с 02.11.1977 г. по 03.08.1981 г. в должности ****, с 08.04.1981 г. по 25.02.1992 г. - в должности **** ссылаясь, на то, что истцом не подтверждена занятость на **** не менее 80% рабочего времени. Характер работы и иные факторы (показатели) не могут быть подтверждены свидетельскими показаниями.
Период службы в армии не может быть включен в специальный стаж для установления ежемесячной надбавки к пенсии, поскольку Положение от 03.08.1972 г., регулирующее вопросы досрочного пенсионного обеспечения, не распространяется на правоотношения по дополнительному социальному обеспечению отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части включения в специальный трудовой стаж период работы с 04 августа 1981 года по 25 февраля 1992 года ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 13.10.1962 года по 15.08.1963 года Зюздинцев Л.А. работал ****, с 27.10.1963 года до 23.08.1966 года проходил службу в Советской Армии; в период с 26.06.1969 по 02.09.1969 истец работал ****; с 02.11.1977 года по 03.08.1981 года - ****, с 04.08.1981 года по 25.02.1992 года - ****, с 30.06.2008 года по 31.12.2008года - **** (л.д. 57-66).
С 01.07.1994 года Зюздинцев Л.А. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости по достижении им возраста **** лет в соответствии с законом СССР "О государственных пенсиях" от 14 июля 1956 года.
24 января 2011 г. Зюздинцев Л.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" N84-ФЗ от 10 мая 2010 г.
Решением ГУ УПФР в г. Копейске N276 от 29 апреля 2011 г. ему отказано в назначении доплаты в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на **** (л.д. 17).
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 апреля 2011 года N276, (л.д. 13-16) стаж истца на ****
4
составил **** лет **** мес. **** дней.
Не приняты к зачету в стаж для дополнительного социального обеспечения периоды работы:
- с 13.10.1962 г. по 15.08.1963 г., с 02.11.1977 г. по 03.08.1981 г., поскольку документально не подтверждена постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня на **** (не менее 80% рабочего времени);
- с 26.06.1969 г. по 02.09.1969 г., поскольку общая продолжительность работы в данной профессии составила менее одного года.
Кроме того, ответчиком не рассматрен вопрос о включении в стаж истца для назначения ДСО периодов с 27.10.1963 г. по 23.08.1966 г., с 04.08.1981 г. по 25.02.1992 г., с 30.06.2008 г. по 31.12.2008 г.
Отменяя решение ГУ УПФР в городе Копейске Челябинской области в части отказа во включении в специальный стаж истца для назначения дополнительного социального обеспечения периодов работы с 13.10.1962 г. по 15.08.1963 г., с 30.06.2008 г. по 31.12.2008 г. и возлагая на ответчика обязанность по включению данных периодов в специальный стаж для назначения ДСО, суд исходил из того, что в указанные периоды истец был занят на **** полный рабочий день, данные периоды были включены в специальный трудовой стаж истца при назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. В указанной части решение сторонами не оспаривается.
Разрешая исковые требования Зюздинцева Л.А. о включении в стаж для назначения ДСО периода с 27.10.1963 г. по 23.08.1966 г., суд первой инстанции исходил из того, что действовавшим в спорный период пенсионным законодательством, время прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежало включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, и пришел к выводу о включении указанного периода в стаж на соответствующих работах для дополнительного социального обеспечения.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормах закона и мотивированы судом.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для
включения периода службы в армии в специальный стаж в соответствии с ФЗ N84-ФЗ от 10.05.2010 г. основан на неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
В соответствии со ст.1 Федерального закона N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее -работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
Этой же нормой установлено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом И пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для досрочного назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.П ст.17, ст.18, ст.19, ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях.
Указанным Положением установлено, что при назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим и служащим, работающим на работах, на работах с вредными условиями труда, периоды служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.З ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Установив, что периоду службы в армии предшествовал период работы в качестве **** с 13.10.1962 г. по 15.08.1963 г., принятый пенсионным органом к зачету в специальный стаж при назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях, суд обоснованно пришел к выводу, что спорный период приравниваемой деятельности должен быть учтен для назначения ежемесячной доплаты к пенсии.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований
7
Зюздинцева Л.А. в указанной части является законным, основанным на правильном применении норм материального права.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о включении в стаж, дающий право на доплату к пенсии в соответствии с ФЗ N84 от 10.05.2010 г., периода работы истца с 02 ноября 1977 года по 03 августа 1981 года.
Доводы заявителя жалобы о необоснованности указанных выводов суда в виду недоказанности занятости истца в указанный период на **** не менее 80% рабочего времени являются несостоятельными и подлежат отклонению.
В силу пп.П п.1 ст.27 ФЗ-173 правом на пенсию обладают лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно пункту "е" постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N481.
Указанный Список содержит перечень работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет.
В силу пункта 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (ред. от 26 мая 2009 г.), при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона,
лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Таким образом, указанными положениями Правил допускается суммирование работ, предусмотренных Списком N1, с деятельностью, предусмотренной Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N481.
Работа истца с 02 ноября 1977 года по 03 августа 1981 года в должности **** предусмотрена позицией 1010100г-24043 п."г" раздела N1 "Горные работы" Списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г.
Указанный период работы был включен ответчиком в специальный стаж Зюздинцева Л.А. при назначении пенсии.
Таким образом, ответчик признал право истца на включение этого периода в специальный трудовой стаж как работу, выполнявшуюся в течение полного рабочего дня.
Поскольку должность истца и место работы в указанный период отнесены Списком N 1 к разделу N 1, то есть к ****, этот период включен ответчиком в специальный трудовой стаж при назначении досрочной трудовой пенсии, то довод ответчика о невозможности включения указанного периода работы для дополнительного социального обеспечения по причине не подтверждения постоянной занятости истца на ****, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах вывод суда о включении периода работы истца с 02 ноября 1977 года по 03 августа 1981 года в стаж, необходимый для назначения ДСО является законным и обоснованным.
Поскольку у Зюздинцева Л.А. имеется не менее **** лет работы по
"ведущим" и "неведущим" специальностям, дающим право на пенсию по пп.11 п.1 ст.27 ФЗ N173, то применительно к положениям пп.11 п.1 ст.27 ФЗ N173 допускается суммирование работ, предусмотренных Списком N1 с деятельностью, предусмотренной Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г.
Поэтому периоды трудовой деятельности истца в качестве **** с 13.10.1962 г. по 15.08.1963 г., службы в армии с 27.10.1963 г. по 23.08.1966 г., работа в качестве **** с 02.11.1977 г. по 03.08.1981 г. подлежат суммированию с деятельностью, дающей право на пенсию по пп.11 п.1 ст.27 ФЗ N173 из расчета 1 год работы за 9 месяцев.
При таком подсчете стаж работы истца, дающий право на доплату к пенсии по нормам ФЗ N84-ФЗ от 10.05.2010 г., составляет более **** лет.
Учитывая, что специальный стаж Зюздинцева Л.А., учитываемый для доплаты к пенсии, вместе с подлежащими в него включению периодами составляет более требуемых **** лет, то суд пришел к правильному выводу о наличии у истца права на доплату в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
С учетом положений пп.4,6 ст.4 ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности по назначению Зюздинцеву Л.А. ежемесячной доплаты к пенсии с 01.05.2011 г.
Удовлетворяя требования истца о включении в стаж, дающий право на доплату к пенсии, периода работы с 04 августа 1981 года по 25 февраля 1992 года, суд исходил из доказанности постоянной занятости истца на ****.
Однако, данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
Порядок исчисления стажа для назначения доплаты к пенсии установлен Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", он является идентичным для досрочного назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.
Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.
Как следует из материалов дела, при назначении истцу досрочной трудовой пенсии период его работы с 04 августа 1981 года по 25 февраля 1992 года был учтен пенсионным органом как работа в общих условиях труда.
Из ответа Уральского управления Ростехнадзора от 16.12.2013 г., следует, что управление не располагает сведениями о занятости Зюздинцева Л.А. на **** не менее 80% рабочего времени, а также должностными инструкциями **** (л.д. 87).
Каких-либо достоверных и допустимых доказательств, бесспорно подтверждающих постоянную занятость истца на **** в период с 04 августа 1981 года по 25 февраля 1992 года истцом в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.
При этом у суда отсутствовали основания для принятия в качестве допустимых доказательств постоянной занятости истца на **** пояснений свидетеля С.В.И., Б.Ю.И.
Показания указанных свидетелей не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств характера работы при рассмотрении настоящего спора по следующим основаниям.
Поскольку исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ, то судебная коллегия приходит к выводу, что порядок установления стажа также должен соответствовать порядку, установленному ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно п.З ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, пояснения свидетелей о характере работы истца и его занятости в спорный период не отвечают требованиям допустимости доказательств.
11
При таких обстоятельствах оснований для зачета в стаж, дающий право на доплату к пенсии в соответствии с законом N 84-ФЗ, периода работы истца с 04 августа 1981 года по 25 февраля 1992 года у суда не имелось.
Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 24 декабря 2013 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г.Копейске Челябинской области обязанности по включению в специальный трудовой стаж Зюздинцева Л.А. периода работы с 04 августа 1981 года по 25 февраля 1992 года, принять в данной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Зюздинцева Л.А. о возложении на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г.Копейске Челябинской области обязанности по включению в специальный трудовой стаж Зюздинцева Л.А. периода работы с 04 августа 1981 года по 25 февраля 1992 года отказать.
Это же решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.