Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Хапаевой С.Б.,
судей Титова Е.М., Немовой Т.А.
п ри секретаре Янковской Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2014 года апелляционную жалобу Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 14 ноября 2013 года по делу по иску Радкевич Валентины Васильевны к Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области об обязании обеспечить жилым помещением на условиях договора социального найма, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Хапаевой С.Б.,
объяснения представителя Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Варламова М.С., Радкевич В.В., ее представителя Галинова Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Радкевич В.В. обратилась в суд с иском к Администрации Солнечногорского муниципального района, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области об обязании обеспечить жилым помещением на условиях договора социального найма, взыскании судебных расходов, указав, что имеет статус жителя блокадного Ленинграда, является нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ответчик отказывается обеспечить ее жильем.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Администрация Солнечногорского муниципального района иск не признала.
Представитель ответчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением суда от 14 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области просит решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения иска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Согласно ст. 18 ФЗ РФ "О ветеранах", лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем, в том числе и лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Норма обеспечения жильем для названных выше категорий установлена указанным законом и составляет 36 квадратных метров общей площади на человека.
Законом МО от 26 июля 2006 года N 125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" установлен порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории МО, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в соответствии с ФЗ РФ "О ветеранах", в том числе, имеющих статус лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны.
Ведение учета и первичное формирование списков таких граждан осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Законом Московской области N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Списки, не реже одного раза в год предоставляются в уполномоченный орган государственной власти Московской области для последующего формирования сводного списка и его утверждения.
При этом органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории граждан.
Средства, поступающие из федерального бюджета для финансирования расходов по обеспечению граждан жилыми помещениями, предусматриваются в расходах бюджета МО в виде субвенций муниципальным образованиям МО на реализацию переданных государственных полномочий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица имеет статус жителя блокадного Ленинграда, что подтверждается Знаком "Житель блокадного Ленинграда", выданного 29.11.1990 года и удостоверением к знаку NВОМ-403, зарегистрирована и проживает с 15 марта 1985 года по настоящее время в квартире N 42 дома N8 в пос. Лесное Озеро Солнечногорского района Московской области общей площадью 44,4 кв.м., в том числе жилой площадью 28,6 кв. м.
Постановлением Главы администрации Солнечногорского района от 20.12.2000 года N2677, Радкевич В.В. поставлена на учет улучшения жилищных условий на общих основаниях и включена в список первоочередников. Данное решение органа местного самоуправления недействительным не признано и в установленном порядке не отменялось.
09.09.2009 года Главой Солнечногорского муниципального района Московской области истице предоставлено гарантийное обязательство на предоставление за счет федеральных средств и средств местного бюджета по договору социального найма однокомнатной квартиры N147 в доме-новостройке по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, ул. Молодежный поезд, д.31 (поз. К-6). Данное обязательство не исполнено.
26 ноября 2009 года Радкевич В.В. обратилась в Администрацию Солнечногорского района с заявлением о предоставлении жилого помещения за счет средств федерального бюджета как жителю блокадного Ленинграда.
Постановлением И.о. Главы Солнечногорского муниципального района от 26 октября 2009 года N 2765 истица снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 56 ЖК РФ в связи с обеспеченностью жилой площадью.
Вместе с тем, часть 1 ст. 56 ЖК РФ не содержит такого основания снятия с учета. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что основанием снятия является п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ - утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживающие на момент постановки на учет в квартире члены семьи истицы (дочь и двое внуков) выехали, в квартире проживает одна истица, соответственно занимаемая ею площадь превышает учетную норму в 10 кв.м. общей площади, установленную на территории Солнечногрского района решением Совета депутатов от 26.03.2007г. N350/35.
Однако, согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Аналогичная норма включена и в региональное законодательство. Согласно статье 6 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах, исходя из смысла ст. 55, 56 ЖК РФ снятие с учета носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в ЖК РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.
Согласно материалам дела, изменений жилищных условий истицы, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, с момента ее постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади и день рассмотрения возникшего спора не произошло. Из материалов дела следует, что занимаемая квартира приватизирована истицей и бывшими членами ее семьи в 2005 году в общую долевую собственность в равных долях. В силу ст. 209 ГК РФ дочь истицы и двое внуков не утратили право пользования указанным жилым помещением в связи со снятием с регистрационного учета, поскольку являются собственниками квартиры.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности постановления органа местного самоуправления от 26 октября 2009 года N 2765 о снятии истицы с учета и наличии у последней права на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма за счет средств федерального бюджета, возникновении у Администрации Солнечногорского муниципального района обязанности по предоставлению истице жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных ФЗ РФ "О ветеранах".
Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает - неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. При разрешении настоящего спора судом первой инстанции обоснованно применен указанный способ защиты нарушенного права, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о законности данного постановления и необходимости его применения коллегия находит несостоятельным.
Доводы апелляционной жалобы администрации Солнечногорского муниципального района об отсутствии у истицы права на обеспечение жилым помещением не основаны на материалах дела и правильном применении норм материального права, в связи с чем, также признаются коллегией несостоятельными. Решение суда в этой части является законным и обоснованным.
Заслуживает внимание довод жалобы о разрешении иска к ненадлежащему ответчику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
На момент привлечения указанного ответчика к участию в деле и разрешения спора полномочия по формированию, утверждению сводного списка граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Законом МО N 125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и направлению его в федеральные органы исполнительной власти возложены на Министерство строительного комплекса Московской области согласно Постановлению Правительства Московской области N786/44 от 03 октября 2013г.
Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Истица в своих требованиях не ссылалась на нарушение ее прав исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным полномочиями по формированию сводного списка и его утверждению.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о существенном нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения в отношении привлеченного к участию в деле ненадлежащего соответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, на которого незаконно возложена обязанность по восстановлению нарушенных прав истицы. В этой части в силу ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В силу ч.3 ст. 98 ГПК РФ решение суда в части распределения судебных расходов подлежит изменению. Понесенные истицей судебные расходы подлежат взысканию с Администрации Солнечногорского муниципального района.
Руководствуясь ст.ст. 330, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнечногорского городского суда Московской области
от 14 ноября 2013 года отменить в части удовлетворения иска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Радкевич Валентины Васильевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области об обязании обеспечить жилым помещением на условиях договора социального найма, взыскании судебных расходов.
Изменить решение в части распределения судебных расходов, изложив третий абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с Администрации Солнечногорского муниципального района в пользу Радкевич Валентины Васильевны судебные расходы в размере 200 (двести) рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.