Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Лазаревой И.В., судей Белышевой Е.Л., Щегловой Е.С.,
при секретаре Багровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Щегловой Е.С.
дело по апелляционной жалобе М.Г.Н. на решение Октябрьского районного суда города Иваново от 7 марта 2013 года по исковому заявлению М.Г.Н. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконным распоряжения о снятии с учета имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
М.Г.Н. обратился в суд с указанным иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее - УМВД России по Ивановской области), мотивируя свои требования тем, что в период с 23 сентября 1997 года он проходил службу в Пучежском РОВД УМВД России по Ивановской области. Приказом ответчика от 9 августа 2012 года N *** истец был уволен со службы в органах внутренних дел 26 июля 2012 года по п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью). 25 июня 2012 года он обратился к начальнику Межмуниципального отдела МВД РФ "Пучежский" с рапортом о предоставлении ему жилого помещения или выделении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в порядке ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
В порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 декабря 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", 13 июля 2012 года истец направил в УМВД России по Ивановской области заявление о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, приложив к заявлению документы в соответствии с установленным законом перечнем.
Решением Комиссии ответчика от 15 августа 2012 года, утвержденным распоряжением временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по Ивановской области от 24 августа 2012 года N 1/950, истец поставлен на учет под номером 29 для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Решением той же Комиссии ответчика от 25 октября 2012 года, утвержденным распоряжением временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по Ивановской области от 1 ноября 2012 года N 1/1207, решение комиссии от 15 августа 2012 года отменено в части М.Н.Г., он снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Истец считал незаконными содержащиеся в решении комиссии ответчика от 25 октября 2012 года выводы об отсутствии у него права на получение единовременной социальной выплаты, полагая, что он в период службы в органах внутренних дел реализовал свое право на постановку на учет сотрудников полиции, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, которое в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сохраняется за ним как за лицом, уволенным со службы из органов внутренних дел с правом на пенсию. По мнению истца, то обстоятельство, что решение уполномоченного органа ответчика о принятии его на учет для получения социальной выплаты было принято после его увольнения со службы, не может являться основанием для снятия его с учета и отказа в предоставлении ему социальной выплаты, право на которую возникло у истца в период службы в органах внутренних дел как у сотрудника полиции, имеющего стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет в календарном исчислении, и необеспеченного жильем.
В этой связи М.Г.Н. просил суд:
- признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- признать незаконным решение Комиссии от 25 октября 2012 года (протокол N 5), утвержденное распоряжением временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по Ивановской области от 1 ноября 2012 года N 1/1207, о снятии с учета имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- возложить на УМВД России по Ивановской области обязанность по восстановлению его в списках граждан, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 7 марта 2013 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе М.Г.Н., полагая, что суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель адвокат С.В.В., жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям, просили принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании 3 июня 2013 года представитель ответчика С.Е.Е., действующая на основании доверенности от 30.04.2013 года, просила решение суда оставить без изменения, полагала, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены верно.
Заслушав истца, представителей сторон, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 года N 1223 (далее - Правила N 1223), принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная социальная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются перечисленные в указанном пункте документы.
Из материалов дела следует, в период с 23 сентября 1997 года по 26 июля 2012 года М.Г.Н. проходил службу в органах внутренних дел, в 2011 году по результатам аттестации ему присвоено звание капитана полиции. Истец уволен со службы приказом УМВД России по Ивановской области от 9 августа 2012 года N 1198 л/с по п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью). На момент увольнения истец занимал должность участкового уполномоченного полиции Межмуниципального отдела МВД РФ "Пучежский", его выслуга в календарном исчислении составила 16 лет 09 месяцев 01 день.
Ответчиком не оспаривалось, что 25 июня 2012 года М.Г.Н, обратился к начальнику Межмуниципального отдела МВД РФ "Пучежский" с рапортом о предоставлении ему жилого помещения или выделении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в порядке ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", а 13 июля 2012 года он направил в УМВД России по Ивановской области заявление о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, приложив к заявлению все необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил N 1223.
Решением Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 15 августа 2012 года (протокол N 3), утвержденным распоряжением временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по Ивановской области от 24 августа 2012 года N 1/950, истец с семьей в составе двух человек (он и супруга) поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения под номером 29 с потребностью в жилой площади 42 кв.м.
Решением той же Комиссии ответчика от 25 октября 2012 года (протокол N 5), утвержденным распоряжением временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по Ивановской области от 1 ноября 2012 года N 1/1207, решение комиссии от 15 августа 2012 года отменено в части М.Г.Н., он снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Сторонами по делу в суде первой и апелляционной инстанции не оспаривался установленный решением комиссии ответчика от 15 августа 2012 года факт нуждаемости М.Г.Н. и его супруги М.А.А. в жилом помещении в связи с тем, что в доме отца истца, где они имеют регистрацию по месту жительства, они обеспечены общей жилой площадью на одного члена семьи менее 15 кв.м., а прав пользования другими жилыми помещениями по праву собственности или по договору социального найма они не имеют.
Из решения комиссии ответчика от 25 октября 2012 года и объяснений представителя ответчика в суде первой и апелляционной инстанции следует, что причиной снятия М.Г.Н. с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения послужило то обстоятельство, что на момент рассмотрения комиссией 15 августа 2012 года его заявления от 13 июля 2012 года и приложенных к нему документов истец уже был уволен со службы из органов внутренних дел. Поскольку истец не был принят в период прохождения службы на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, ответчик полагал, что данное обстоятельство в силу ч. 6 ст. 4 Закона N 247-ФЗ исключает возможность сохранения за М.Г.Н. после его увольнения со службы права на единовременную социальную выплату.
Согласно ч. 6 ст. 4 Закона N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ответчика о снятии его с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и возложения на ответчика обязанности восстановить его на таком учете, суд первой инстанции исходил из того, что для сохранения за истцом права на получение единовременной социальной выплаты после увольнения из органов внутренних дел с правом на пенсию он должен был быть принят на учет именно в период прохождения службы, а не после увольнения с нее. При этом суд пришел к выводу о том, что постановка М.Г.Н. на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты после его увольнения произведена ответчиком с нарушением действующего законодательства, которое было правомерно устранено ответчиком после его выявления решением комиссии от 25 октября 2012 года.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Системное толкование норм ч.ч. 1, 2, 5, 6 ст. 4 Закона N 247-ФЗ в их взаимосвязи с п.п. 5, 10, 11, 15, 16, 19, 20, 24 Правил N 1223 показывает, что правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органов внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения имеет именно дата приема заявления сотрудника органов внутренних дел на получение единовременной социальной выплаты и приложенных к нему документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, которая в свою очередь обязана принять решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты не позднее, чем через 2 месяца после подачи сотрудником такого заявления и документов. При этом, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты принятия комиссией решения о постановке на учет.
В силу п. 16 Правил N 1223 отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
При этом, ни Закон N 247-ФЗ, ни Правила N 1223 среди условий, с которыми закон связывает право сотрудника полиции на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, не указывают обязательность прохождения службы сотрудником на день рассмотрения комиссией его заявления и приложенных к нему документов.
Согласно п. 24 Правил N 1223 утрата оснований для получения сотрудником единовременной выплаты влечет принятие комиссией решения о снятии сотрудника с учета. Перечень оснований, по которым сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты является исчерпывающим. П. 19 Правил N 1223 предусматривает такое основание как увольнение сотрудника со службы, однако исключает случаи увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии.
Принятая судом первой инстанции позиция ответчика, согласно которой отказ в постановке на учет лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, зависит не от наличия или отсутствия у М.Г.Н. оснований для получения такой выплаты, а от ничем не ограниченного усмотрения комиссии территориального органа МВД РФ разрешить заявление до увольнения или после увольнения сотрудника, обратившегося с соответствующим заявлением и документами, представляет собой ошибочное толкование приведенных выше правовых норм, так как исходит из возможности правовой неопределенности регулирования, которое зависит не от нормы права, а от усмотрения, право на которое не предоставлено.
Судебная коллегия полагает, что право государственного органа рассмотреть заявление сотрудника органов внутренних дел на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в течение двух месяцев с момента его принятия, не равнозначно праву отказать в удовлетворении заявления только по тому основанию, что на момент его рассмотрения лицо, его подавшее, уволено со службы в полиции.
Таким образом, суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что условия, с которыми закон связывает возникновение у сотрудника полиции права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения возникли у М.Г.Н. в период его службы в органах внутренних дел и не изменились на момент принятия оспариваемого истцом решения комиссии ответчика от 25 октября 2012 года.
С учетом того, что свое право состоять на учете для получения указанной единовременной социальной выплаты М.Г.Н. реализовал в период его службы в органах внутренних дел и был уволен со службы с правом на пенсию, судебная коллегия приходит к выводу, что в силу ч. 6 ст. 4 Закона N 247-ФЗ за ним сохраняется после увольнения со службы признанное ответчиком 15 августа 2012 года право на получение единовременной социальной выплаты до возникновения оснований, с которыми п.п. 19, 24 Правил N 1223 связывают снятие с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению исковые требования истца о признании незаконным решения комиссии ответчика от 25 октября 2012 года, утвержденного распоряжением временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по Ивановской области от 1 ноября 2012 года N 1/1207 о снятии М.Г.Н. с учета имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также о возложении на УМВД России по Ивановской области обязанности восстановить М.Г.Н. в списках граждан, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи им заявления.
Вместе с тем, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований М.Г.Н. к УМВД России по Ивановской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку указанные требования были разрешены в установленном законом порядке решением комиссии ответчика от 15 августа 2012 года, а в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком право истца на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и получение единовременной социальной выплаты по существу не оспаривалось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Иваново от 7 марта 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований М.Г.Н. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о признании незаконным распоряжения о снятии с учета имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В отмененной части вынести новое решение:
Признать незаконным решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 25 октября 2012 года (протокол N 5), утвержденное распоряжением временно исполняющего обязанности начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области от 1 ноября 2012 года N 1/1207, в части отмены решения Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 15 августа 2012 года (протокол N 3), утвержденного распоряжением временно исполняющего обязанности начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области от 24 августа 2012 года N 1/950, в части постановки М.Г.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и снятия его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области восстановить М.Г.Н. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты подачи им заявления.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Лазарева И.В.
Судьи Белышева Е.Л.
Щеглова Е.С.
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.