Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего судьи Ноговицина С.А.,
судей Галактионовой Р.А., Павлова А.Е.,
при секретаре Волковой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ноговицина С.А., дело по апелляционной жалобе представителя Департамента здравоохранения Ивановской области по доверенности А. на заочное решение Октябрьского районного суда города Иваново от 06 марта 2013 года по иску прокурора Родниковского района Ивановской области в интересах Ч. к Департаменту здравоохранения Ивановской области об обязании обеспечить гражданина бесплатным лекарственным средством,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Родниковского района Ивановской области в интересах Ч. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Ивановской области об обязании обеспечить гражданина бесплатным лекарственным средством.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Родниковского района Ивановской области проведена проверка по обращению Ч. о нарушении федерального законодательства в деятельности Департамента здравоохранения Ивановской области. Проверкой установлено, что Ч. страдает заболеванием и является инвалидом 2 группы. Ч. с февраля 2007 года принимал препарат "1", но ввиду прогрессирования заболевания и в связи с резистентностью к препарату, после заключения ведущих гематологов Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.И. Алмазова Росмедтехнологий города Санкт - Петербурга с 20 марта 2012 года по медицинским показаниям начал принимать препарат "2" в результате чего к маю 2012 года достигнута полная клинико-гематологическая ремиссия.
Находясь в указанном центре Ч. "2" получал за счет квот федерального бюджета, а во время пребывания дома получал препарат в благотворительном фонде. За время приема препарата с 20 марта 2012 года состояние здоровья не ухудшалось, показатели крови нормализовались. По медицинским показаниям рекомендовано продолжить терапию препаратом "2". Лекарство необходимо принимать непрерывно и ежедневно, но пациент не имеет возможности получать лекарственный препарат. В 2012 году Ч. обращался к начальнику Департамента здравоохранения Ивановской области по вопросу обеспечения жизненно необходимым лекарственным препаратом за счет средств областного бюджета. На свои обращения от 12 сентября 2012 года и от 20 сентября 2012 года Ч. получил отказ, обоснованный тем, что данный препарат отсутствует в перечне препаратов для бесплатного лекарственного обеспечения согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 года N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи", отсутствием препарата в стандарте лечения.
До настоящего времени вопрос с обеспечением Ч. лекарственным средством "2" не решён. При этом согласно Перечню органов государственной власти Ивановской области, осуществляющих администрирование доходов местных бюджетов, утверждённому Законом Ивановской области от 14 декабря 2010 года N 144-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов", Департамент здравоохранения Ивановской области осуществляет администрирование доходов бюджетов.
По мнению истца, бездействием Департамента здравоохранения Ивановской области допущены нарушения требований Конституции Российской Федерации, ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
С учетом указанных обстоятельств прокурор просит суд обязать Департамент здравоохранения Ивановской области обеспечить инвалида 2 группы Ч. лекарственным препаратом "2" в дозе 140 мг. в сутки с возможной коррекцией дозы, согласно назначения лечащих врачей.
Заочным решением Октябрьского районного суда города Иванова от 06 марта 2013 года исковые требования удовлетворены. На Департамент здравоохранения Ивановской области возложена обязанность обеспечить Ч. лекарственным препаратом "2", в количестве (дозе), необходимом для продолжения лечения согласно назначению лечащих врачей.
С заочным решением суда не согласен представитель Департамента здравоохранения Ивановской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, полагая, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судом неправильно применены нормы материального права.
Выслушав пояснения представителя Департамента здравоохранения Ивановской области по доверенности А., поддержавшую жалобу, Ч., прокурора Гурьеву Е.А., возражавших на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что Ч., проживающий по адресу: ... , страдает заболеванием, является инвалидом 2 группы, по медицинским показаниям нуждается в ежедневном приеме лекарственного препарата "2", по 140 мг в сутки, постоянно, которым должен быть обеспечен по месту жительства бесплатно.
При обращении в Департамент здравоохранения Ивановской области с просьбой о решении вопроса об обеспечении лекарственным препаратом "2", ему было отказано, поскольку отсутствуют источники финансирования оплаты данного лекарственного средства.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Ивановской области указывает на то, что он не имеет собственных источников финансирования, финансирование осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, поэтому вопрос финансирования бесплатного обеспечения лекарственными препаратами должен решаться Правительством Ивановской области.
Суд первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Департамента здравоохранения Ивановской области не принято действенных мер по обеспечению Ч. бесплатно лекарственным препаратом "2".
Согласно перечню населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", при амбулаторном лечении лиц, страдающих онкологическими заболеваниями, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с пунктом 4 указанного Постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Департамент здравоохранения Ивановской области в силу пункта 1.1 Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 09 ноября 2009 года N124-уг, является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координирование по вопросам охраны здоровья населения, а также функциональное регулирование в сфере охраны здоровья граждан.
Для выполнения возложенных на него функций Департамент здравоохранения Ивановской области согласно пункту 1.4 Положения осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Ивановской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В связи с этим, именно Департамент здравоохранения Ивановской области должен был принять действенные меры к обеспечению Ч. необходимым для лечения заболевания лекарственным препаратом.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 80 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Ч. с февраля 2007 года принимал препарат "1", но ввиду прогрессирования заболевания и в связи с жизненной необходимостью, после заключения ведущих гематологов Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.И. Алмазова Росмедтехнологий города Санкт - Петербурга с 20 марта 2012 года по медицинским показаниям начал принимать препарат "2". В результате приема указанного препарата к маю 2012 года достигнута полная клинико-гематологическая ремиссия. Согласно заключению специалистов-гематологов указанного медицинского учреждения Ч. жизненно показано продолжение непрерывной терапии "2" 140 мг/сутки на амбулаторном этапе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Родниковского района, заявленных в интересах Ч., и возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом Дазатиниб (спрайсел) на Департамент здравоохранения Ивановской области.
Доводы жалобы об отсутствии средств в бюджете Ивановской области на обеспечение бесплатными лекарствами инвалида 2 группы, о несоответствии Постановления Правительства Российской Федерации N890 от 30 июля 1994 года, которым руководствовался суд при принятии оспариваемого решения, закону, о том, что Ч. не относится к категории граждан, которые могут получить лекарственные препараты бесплатно, являются надуманными и на правильность принятого по делу решения не влияют.
Ссылка заявителя на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в принятии по делу заочного решения, в отсутствие представителя ответчика, который находился в служебной командировке в другом городе, является необоснованной, нарушений положений статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана правильная оценка. Выводы, изложенные судом в решении по заявленным требованиям, достаточно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене решения, судебной коллегией не установлено.
руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Октябрьского районного суда города Иванова от 06 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента здравоохранения Ивановской области по доверенности А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.