Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Лазаревой И.В., судей Белышевой Е.Л., Щегловой Е.С.,
при секретаре Багровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Белышевой Е.Л. дело по апелляционной жалобе Администрации Кинешемского муниципального района на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 10 апреля 2013 года по исковому заявлению Б.А.Д. к Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области о взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Б.А.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области о взыскании недополученной пенсии. Иск обосновывала тем, что она является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, замещающее муниципальную должность муниципальной службы Кинешемского муниципального района Ивановской области. В соответствии с распоряжением Главы администрации Ивановской области от 20.06.2001 года N707-р ей установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в соответствии с законом Ивановской области от 13.05.1999 года N15-ОЗ "О муниципальной службе Ивановской области", которая составляет с учетом государственной пенсии 75% от размера должностного оклада по замещаемой должности муниципальной службы. Согласно Распоряжению начальника Управления социальной защиты населения администрации Ивановской области от 03.08.2001 года N70 размер установленной ей ежемесячной доплаты за выслугу лет с 24.04.2001 года составил 379 руб.61 коп. С января 2010 года по апрель 2011 года включительно размер выплачиваемой ей муниципальной пенсии за выслугу лет составил 400 руб. в месяц, с мая 2011 года по май 2012 года включительно - 800 руб. в месяц. Считая, что с 01.01.2010 года она приобрела право на получение пенсии за выслугу лет в размере 3000 рублей, истица, ссылаясь на Федеральный закон от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закон Ивановской области от 24.05.2005 года N 140-ОЗ "О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших муниципальную службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области" в его редакции от 10.06.2010 года, просила суд взыскать с ответчика сумму невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2010 года по 22 мая 2012 года в сумме 69329 рублей 03 копейки.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 10.04.2013 года исковые требования Б.А.Д. удовлетворены. С муниципального образования Кинешемский муниципальный район Ивановской области в лице Администрации Кинешемского муниципального района в пользу Б.А.Д. взыскана сумма недополученной пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2010 года по 21 мая 2012 года включительно в размере 69329 рублей 03 копейки.
С решением суда не согласилась администрация Кинешемского муниципального района. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, податель просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия судебную коллегию не известили, доказательств невозможности участия в деле не представили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на жалобу, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
Пунктом 12 ч. 1 ст. 11 и пунктом 5 ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Судом установлено, что истец является получателем пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности. Истец на основании п.6 раздела 2 Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кинешемского муниципального района, утвержденного решением Кинешемского районного Совета депутатов от 16 апреля 2007 года N 30, получает пенсию по выслуге лет в минимальном размере с января 2010 года по апрель 2011 года включительно - 400 руб. в месяц, с мая 2011 года по май 2012 года включительно - 800 руб. в месяц.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на отсутствии правовых оснований для выплаты пенсии за выслугу лет Б.А.Д. в период с 01 января 2010 года по 21 мая 2012 года из расчета 3000 рублей, полагая, что решения Кинешемского районного Совета депутатов, устанавливавшие в указанный период времени меньший размер пенсии за выслугу лет, не противоречили закону и было принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, которому законодательством РФ и законодательством Ивановской области предоставлено право самостоятельно устанавливать расходы местного бюджета, в том числе и расходы на выплату пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют его правовую позицию в суде первой инстанции. Они получили подробную и правильную оценку в обжалуемом решении, основанную на верном применении норм законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации и законодательства муниципального образования, регулирующих порядок установления размера пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих Кинешемского муниципального района.
Выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно. Оснований для иного применения и толкования норм материального права у судебной коллегии не имеется с учетом необходимости применения общего принципа действия нормативно-правовых актов во времени к пенсионным правоотношениям в свете правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении N 262-О-О от 15.04.2008 года.
Статьей 10 Закона Ивановской области от 24 октября 2005 года N 140-ОЗ "О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области" установлено, что размер пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, подлежащий к выплате, не может быть менее 3000 рублей.
Вместе с тем, законом Ивановской области от 10 мая 2012 года N 28-ОЗ в ст. 15 закона Ивановской области от 24 октября 2005 года N 140-ОЗ "О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области" внесены изменения в часть 3 данной статьи. Она была дополнена абзацем следующего содержания: "Минимальный размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы, определяется правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области".
При этом суд правильно указал, что право на определение минимального размера пенсии гражданам предоставлено органам местного самоуправления только со 02 июня 2012 года - с даты начала действия новой редакции закона Ивановской области от 24 октября 2005 года N 140-ОЗ "О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную гражданскую службу в органах государственной власти Ивановской области и иных государственных органах Ивановской области".
Придание обратной силы нормативному правовому акту возможно только при наличии прямого указания на это в законе. С учетом изложенного, суд, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению, пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца о взыскании с ответчика невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2010 года по 21 мая 2012 года.
Размер, подлежащей взысканию в пользу истицы невыплаченной части пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2010 года по 21 мая 2012 года, верно определен судом из расчета гарантированного в указанный период времени законодательством Ивановской области минимального размера пенсии за выслугу лет, составлявшего 3000 рублей, с учетом фактически выплаченных истице сумм пенсии.
В качестве обоснования апелляционной жалобы представитель администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области ссылается на противоречие обжалуемого решения Конституции Российской Федерации, умаляющего принцип деятельности органов местного самоуправления и ограничивающего его права, а также статье 31 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Из оспариваемого решения не следует ограничение права муниципального образования в области формирования местного бюджета, реализации других полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Муниципальное образование обязано реализовывать возложенные на него полномочия в пределах своей компетенции с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, а также гарантий прав в области государственного пенсионного обеспечения граждан соответствующей категории. Данные принципы должны быть выражены в распространении гарантий в области пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы, установленные законом субъекта РФ, на граждан, замещавших должности муниципальной службы муниципальных образований субъекта РФ, что в свою очередь обеспечивает реализацию принципа взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. Установленный Законом субъекта РФ минимальный размер пенсии за выслугу лет является гарантией, в том числе и для лиц, замещавших должности муниципальной службы на территории субъекта РФ.
Ссылка представителя администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области в апелляционной жалобе на отсутствие у ответчика обязанности выплаты пенсии за выслугу лет в размере 3000 рублей, является несостоятельной и основанной на неверном толковании представителем ответчика норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что все юридически значимые обстоятельства по делу определены судом верно, выводы суда достаточно мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебной коллегией в настоящем деле не выявлено перечисленных в ч. 4 ст. 330 ГПК РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 10 апреля 2013 года по исковому заявлению Б.А.Д. к Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области о взыскании недополученной пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.