Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Ноговицина С.А., судей Лобановой Л.В., Павлова А.Е., с участием прокурора Морозовой И.А., при секретаре судебного заседания Волковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павлова А.Е. дело по апелляционной жалобе Е и Л на решение Южского районного суда Ивановской области от 17 мая 2013 года по иску по заявлению Е и Л о признании решения избирательной комиссии Талицкого сельского поселения о назначении досрочных выборов депутатов Совета Талицкого сельского поселения и решения избирательной комиссии Талицкого сельского поселения об определении результатов выборов депутатов Совета Талицкого сельского поселения незаконными
УСТАНОВИЛА:
Е. и Л. обратилась в суд с указанным заявлением, свои требования мотивировали следующим:
21 ноября 2012 года избирательной комиссией Талицкого сельского поселения было принято решение N 53 "О назначении выборов депутатов Совета Талицкого сельского поселения третьего созыва". Основанием для принятия подобного решения послужило опубликование в газете "Светлый путь" решения N 32 Совета Талицкого сельского поселения от 27 августа 2012 года "О самороспуске Совета Талицкого сельского поселения". Впоследствии решение N 32 от 27 августа 2012 года "О самороспуске Совета Талицкого сельского поселения" было оспорено и решением Южского районного суда Ивановской области от 17 декабря 2012 года признано незаконным. Указанное решение вступило в законную силу 01 апреля 2013 года.
Таким образом, Совет Талицкого сельского поселения второго созыва является действующим. Считают, что принятое решение избирательной комиссии N 53 от 21 ноября 2012 года, равно как и решение избирательной комиссии N 150 от 14 января 2013 года "Об определении результатов выборов в Совет Талицкого сельского поселения" являются незаконными, так как противоречат требованиям Устава Талицкого сельского поселения. Согласно Уставу Талицкого сельскогопоселения Совет Талицкого сельского поселения состоит из 12 депутатов, избираемых сроком на 5 лет (ст. 22 Устава). Поскольку срок действия полномочий предыдущего Совета не истек, основания для назначения досрочных выборов полного состава Совета у избирательной комиссии отсутствовали. Считают также, что решение о назначении выборов принято неуполномоченным органом, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 23 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные Уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Согласно ч. 2 ст. 9 Устава Совета Талицкого сельского поселения, решение о назначении муниципальных выборов принимает Совет Талицкого сельского поселения. Решение о назначении выборов избирательной комиссией может быть принято только в случае отсутствия органа, уполномоченного на принятие такого решения. Таким образом, избирательная комиссия Талицкого сельского поселения могла принять решение о назначении выборов только при отсутствии Совета Талицкого сельского поселении. Поскольку самороспуск Совета Талицкого сельского поселения решением суда был признан незаконным, избирательная комиссия Талицкого сельского поселения вышла за пределы своих полномочий.
Одним из последствий принятия незаконного решения о назначении выборов явилось принятие избирательной комиссией Талицкого сельского поселения 14 января 2013 года решения N 150 "Об определении результатов выборов в Совет Талицкого сельского поселения третьего созыва".
Принятие избирательной комиссией Талицкого сельского поселения оспариваемых решений препятствует исполнению Е. полномочий как избранного депутата Совета Талицкого сельского поселения второго созыва, нарушает его права и законней интересы.
30 января 2013 года Советом Талицкого сельского поселения третьего созыва, действующим на основании оспариваемых решений избирательной комиссии, было принято решение N 12 об удалении Лебедева, главы администрации Талицкого сельского поселения, в отставку, затронув таким образом его законные интересы.
Решением Южского районного суда Ивановской области от 17 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
С решением районного суда не согласны Е и Л в апелляционной жалобе, ссылаясь на доводы апелляционной жалобы, просят решение районного суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, выслушав объяснения Е и его представителя по доверенности В В.В., поддержавших апелляционную жалобу с учетом дополнений к ней, возражения на жалобу представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Талицкого сельского поселения по доверенности Р О.В., заинтересованного лица О В.А., заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 27 августа 2012 года Советом Талицкого сельского поселения (далее Совет) второго созыва принято решение N 32 "О самороспуске Совета Талицкого сельского поселения". Решением Южского районного суда Ивановской области от 17 декабря 2012 года указанное решение Совета признано незаконным, решение вступило в силу 01 апреля 2013 года. 21 ноября 2012 года избирательной комиссией Талицкого сельского поселения (далее избирательная комиссия) принято решении N 53 "О назначении досрочных выборов депутатов Совета Талицкого сельского поселения третьего созыва". Выборы состоялись 13 января 2013 года. 14 января 2013 года избирательная комиссия принимает решение N 150 "Об определении результатов выборов депутатов Совета Талицкого сельского поселения третьего созыва", в соответствии с которым выборы депутатов данного Совета признаны состоявшимися и их результаты действительными. Совет третьего созыва приступил к работе на своем первом заседании 18 января 2013 года и является действующим до настоящего времени.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд пришел к выводу, что оспариваемые решения избирательной комиссии являются законными, принятыми уполномоченным органом в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о выборах и в пределах своей компетенции.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия полностью соглашается по изложенным в обжалуемом решении мотивам.
Учитывая, что на момент принятия избирательной комиссией решения N 53 от 21 ноября 2012 года "О назначении досрочных выборов депутатов Совета Талицкого сельского поселения третьего созыва", Совет второго созыва отсутствовал в связи с принятием им решения о самороспуске, которое по состоянию на 21 ноября 2012 года еще не было оспорено в суде, то решение о назначении выборов в силу пункта 6 статьи 7 Закона Ивановской области "О муниципальных выборах" принято избирательной комиссией законно, как уполномоченным на то органом.
Судом первой инстанции верно установлено, что выборы депутатов Совета третьего созыва проведены строго в соответствии с нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Ивановской области "О муниципальных выборах".
Сведений о нарушениях порядка голосования, подсчета голосов, определения результатов выборов, других нарушениях избирательного законодательства, которые могли бы стать законными основаниями для отмены решений избирательной комиссии, признания их незаконными, материалы дела не содержат.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения при разрешении данного спора Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 15-П является несостоятельным в силу следующего.
Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 133 положения частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в той мере, в какой эти законоположения - при отсутствии в системе действующего правового регулирования специальных правовых механизмов согласованного взаимодействия института судебной защиты прав лица, удаленного в отставку с должности главы муниципального образования, и института досрочных выборов главы муниципального образования - допускают в правоприменительной практике проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование указанных отношений соответствующие изменения, а впредь до внесения таких изменений необходимо исходить из недопустимости назначения досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом соответствующего дела.
Таким образом, Конституционным Судом РФ признаны неконституционными нормы указанного Федерального закона, касающиеся обеспечения гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку главы муниципального образования в случае проведения досрочных выборов главы муниципального образования до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку. Предметом же спора в суде первой инстанции по настоящему делу являлись требования иного характера, при разрешении требований, заявленных Ериным А.В. и Лебедевым П.В., положения частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не применялись.
В силу изложенного, решение Южского районного суда Ивановской области от 17 декабря 2012 года о признании незаконным решения Совета Талицкого сельского поселения от 27 августа 2012 года N 32 "О самороспуске Совета Талицкого сельского поселения" само по себе не может являться основанием для признания оспариваемых решений избирательной комиссии незаконными.
Довод апелляционной жалобы о нарушении районным судом норм процессуального права, т.к. он рассмотрел заявленные требования по правилам главы 26 ГПК РФ, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, также является несостоятельным.
Заявителями оспариваются решения избирательной комиссии, связанные с проведением и подведением итого выборов, которые так или иначе затрагивают их избирательные права. При этом избирательная комиссия согласно ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" не входит в структуру органов местного самоуправления, а значит, ее решения не могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ. Производство по таким делам регламентировано главы 26 ГПК РФ, в порядке которой заявление Е и Л. районным судом рассмотрено обоснованно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены которого по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южского районного суда Ивановской области от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е и Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.