Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе: председательствующего Ноговицина С.А.,
судей Шаниной С.А., Лобановой Л.В.,
при секретаре Волковой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаниной С.А.
дело по апелляционной жалобе Ф. С. В. на решение Тейковского районного суда Ивановской области от 6 июня 2013 года по делу по иску Ф. С. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городском округе Тейково и Тейковском муниципальном районе Ивановской областио защите пенсионного права,
УСТАНОВИЛА:
Ф. С.В. обратился в Тейковский районный суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городском округе Тейково и Тейковском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права. Просил суд признать за ним право на зачёт в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периодов работы с 29 апреля 2005 года по 29 мая 2006 года в должности начальника, заместителя главного государственного санитарного врача Территориального отдела в городе Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском, Комсомольском районах Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, с 30 мая 2006 года по 9 мая 2012 года в должности начальника Территориального отдела, главного государственного санитарного врача по городу Тейково, Тейковскому, Гаврилово-Посадскому, Ильинскому, Комсомольскому районов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля 1983 года по 31 мая 1983 года и с 12 февраля 1990 года по 13 апреля 1990 года; обязать ответчика досрочно назначить истцу трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 10 мая 2012 года; взыскать в пользу истца понесённые им по делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей.
Иск мотивировал тем, что с 5 августа 1981 года по настоящее время работает в учреждениях здравоохранения, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. С 29 апреля 2005 года принят на работу в Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области на должность начальника, заместителя главного государственного санитарного врача Территориального отдела в городе Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском, Комсомольском районах, а с 30 мая 2006 года по настоящее время является начальником Территориального отдела, главным государственным санитарным врачом по городу Тейково, Тейковскому, Гаврилово-Посадскому, Ильинскому и Комсомольскому районам. В период работы врачом-эпидемиологом и главным врачом в Тейковской РайСЭС дважды: с 1 апреля 1983 года по 31 мая 1983 года и с 12 февраля 1990 года по 13 апреля 1990 года, направлялся на курсы повышения квалификации. Считая, что имеется достаточный специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", истец 10 мая 2012 года обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.о. Тейково и Тейковском муниципальном районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением УПФ РФ "ГУ) в г.о. Тейково в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа работы, который, по мнению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан составил 23 года 4 месяца 22 дня. В специальный стаж не были засчитаны периоды работы: с 29 апреля 2005 года по 29 мая 2006 года и с 30 мая 2006 года по 9 мая 2012 года, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Основанием не включения в специальный стаж указанных периодов работы послужило то, что наименование учреждения Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а в части периодов нахождения на курсах повышения квалификации по причине, что пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня в календарном порядке, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации не являются периодами работы, выполняемыми постоянно в течение полного рабочего дня. Не включение в специальный стаж работы указанных выше периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации нарушает его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста, входит в противоречие с действующим пенсионным законодательством. В периоды с 29 апреля 2005 года по 29 мая 2006 года и с 30 мая 2006 года по 9 мая 2012 года его работа происходила в одних и тех же условиях, характер, специфика и функциональные обязанности не изменялись, и соответствуют работе в должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а направление деятельности, задачи и обязанности учреждений, в которых работал в данные периоды, являются идентичными. Курсы повышения квалификации также должны быть засчитаны в его специальный стаж, так как на курсы он направлялся работодателем и, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства за ним по месту работы сохранялось место работы, должность и средняя заработная плата. За эти периоды производилось отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а периодическое прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием работы, как медицинского работника, осуществляющего лечебную деятельность.
Решением суда иск Ф. С.В. удовлетворен частично. За Ф. С.В. признано право на зачёт в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 1 апреля 1983 года по 31 мая 1983 года и с 12 февраля 1990 года по 13 апреля 1990 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
С решением суда в части отказа в удовлетворении требований Ф. С.В. истец не согласился, подал на решение суда в указанной части апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в данной части по мотивам его незаконности и необоснованности и принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия, выслушав истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика по доверенности М. Е.В., проверив материалы дела, считает решение суда законным и обоснованным.
В силу пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 27 данного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В период приобретения истцом трудового стажа действовали Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Указанными Списками Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не была отнесена к числу учреждений здравоохранения, работа в которых включается в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ N 627 от 7.10.2005 г. Единой номенклатурой учреждений здравоохранения данная Федеральная служба не была отнесена к числу учреждений здравоохранения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу действующего пенсионного законодательства досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим врачебную деятельность, однако, как правильно установлено судом первой инстанции, истец осуществлял надзорную деятельность в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Данный вывод суда подтверждается Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, Положением о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Тейково, Тейковском, Гаврилов-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах, в которых прописаны основные цели и задачи деятельности управления и отдела, должностным регламентом государственного служащего, замещающего государственную должность - начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в гор. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском, Комсомольском районах.
Кроме того, из трудовой книжки истца видно, что с 29 апреля 2005 года по 30 мая 2006 года истец являлся начальником, заместителем главного государственного санитарного врача Территориального отдела в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском, Комсомольском районах Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, которое с 11 августа 2006 года переименовано в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, а с 14 августа 2006 года - в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области; с 30 мая 2006 года по настоящее время истец занимает должность начальника Территориального отдела, главного государственного санитарного врача по г. Тейково, Тейковскому, Гаврилово-Посадскому, Ильинскому, Комсомольскому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, 7 декабря 2006 года истцу присвоен классный чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, а 11 января 2010 года - классный чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.
Должность, которую с 29 апреля 2005 года занимает истец, входит в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утверждённый Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец с 29 апреля 2005 года лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, которая даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ",не осуществляет, а является с указанного времени государственным служащим, пенсионное обеспечение которого регулируется Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Исходя из этого, правовых оснований к удовлетворению требований истца в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Указанные доводы выводов, изложенных в судебном акте, не опровергают.
Указание в жалобе на то, что вывод суда об отказе в назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью, постановлен без надлежащего исследования характера выполняемых истцом обязанностей, специфики деятельности, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основанием к отмене решения суда не может служить, поскольку данный довод сводится к необходимости расширения установленного законодателем перечня учреждений, работа в которых дает право на назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ-173, в то время как к компетенции судов разрешение данных вопросов не отнесено.
Кроме того, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае - лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Таким образом, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 6 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.