Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Ноговицина С.А., судей Лобановой Л.В., Павлова А.Е.,
с участием прокурора Морозовой И.А.,
при секретаре судебного заседания Волковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павлова А.Е. дело по апелляционной жалобе Ш.А.А. на решение Южского районного суда Ивановской области от 07 мая 2013 года по заявлению начальника ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении Ш.А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Ш. А.А., отбывающего наказание в виде лишения свободы, указав, что он отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Начало срока отбытия наказания 20 апреля 2009 года, окончание - 19 июня 2013 года.
Решением суда заявление удовлетворено. В отношении Ш. А.А. установлен административный надзор на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, т.е. на шесть лет, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Кроме того, ему установлены административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания для регистрации, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток - с 22 до 06 часов.
С решением суда не согласен Ш. А.А., в апелляционной жалобе просит решение районного суда отменить, поскольку считает его незаконным, нарушающим его права.
Ш. А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ.
Судебная коллегия, выслушав мнение прокурора, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, находит решения районного суда законным и обоснованным.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В соответствии с ч. 2 той же статьи закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что по приговору Химкинского городского суда Московской области от 17 июня 2009 года Ш. А.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы. При этом в его действиях установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Удовлетворяя заявление, суд правильно исходил из наличия самостоятельного основания, предусмотренного законом для установления административного надзора - факта признания в действиях Ш. А.А. опасного рецидива преступлений. Установление административного надзора в таком случае в силу закона является обязательным.
С учетом того, что Ш. А.А. имеет непогашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого преступления, срок административного надзора в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 5 указанного выше закона и на основании ст. 86 УК РФ районным судом определен правильно на срок погашения судимости за данное преступление, т.е. на 06 лет, который подлежит исчислению за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
С учетом сведений о личности Ш. А.А., характера совершенного преступления, суд обоснованно установил ему административные ограничения, предусмотренные ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту его жительства или пребывания для регистрации и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток - с 22 до 06 часов. При этом согласно ч. 2 данной статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Намерение Ш. А.А. после отбытия наказания проживать в другом государстве, в соответствии с нормами ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" основанием к отказу в установлении ему административного надзора являться не может.
Довод апелляционной жалобы о нарушении конституционных прав Ш. А.А. в результате установления в отношении его административного надзора является несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, ограничение прав и свобод предусмотрено Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". При этом административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел с целью соблюдения лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с указанным Законом ограничений его прав и свобод, а также выполнения им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом, направлен на предупреждение совершения этим лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Несостоятельным также является довод апелляционной жалобы о нарушении судом права Ш. А.А. на защиту, поскольку отклоняя его ходатайство об отложении судебного разбирательства для заключения соглашения с адвокатом, суд первой инстанции обоснованно указал, что для этого у осужденного было достаточно времени.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения районного суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Какого-либо нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые могли бы стать основанием для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южского районного суда Ивановской области от 07 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.