Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Неупокоевой Л.В.,
судей Добыш Т.Ф., Акуловой Н.А.,
при секретаре Мирской О.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.,
дело по апелляционной жалобе Администрации города Иванова
на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 04 июля 2013 года по иску Прокурора Ленинского района г. Иваново в интересах А.О.Л., А.Н.П., А.В.В., А.Л.В. А.И.В. к Администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Иваново в интересах А.О.Л., А.Н.П., А.В.В., А.Л.В., А.И.В. обратился в суд с иском к Администрации города Иванова о возложении обязанности во внеочередном порядке представить благоустроенное жилое помещение.
Иск мотивирован тем, что по результатам проверки обращения А.О.Л., проживающей в квартире ... дома ... по улице ... города ... прокуратурой установлено, что А.О.Л., А.Н.П., А.В.В., А.Л.В., А.И.В. являются нанимателями указанного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации города Иванова от 24.06.2011 года N ... дом, в котором расположена квартира истцов, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации города Иванова от 12.10.2012 года N 2260 утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа Иваново, в 2013 - 2016 годах". Расселение жителей дома предусмотрено в 2015 году.
Истцы полагают, что установленный срок нельзя считать разумным, поскольку с учетом данных обследования, произведенного в 2009 году, помещение, в котором они проживают, находится в аварийном состоянии и непригодно к дальнейшей эксплуатации, а также в настоящее время представляет серьезную опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. Поэтому предоставление иного жилого помещения взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срок сноса дома.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию города Иванова представить истцам во внеочередном порядке по договору социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение - квартиру в г. Иваново, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 67,5 кв.м.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована не применением закона, подлежащего применению и применением закона, не подлежащего применению.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика и в отсутствии истцов А.Н.П., А.Л.В., А.И.В.
Судебная коллегия, выслушав прокурора Г.Е.А., полагавшую, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, А.О.Л., А.В.В., возражавших на жалобу, представителя Управления жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иванова Ф.С.С., поддержавшую доводы жалобы ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела, ссылки на которые содержатся в решении, судом правильно установлено, что А.О.Л., А.Н.П., А.В.В., А.Л.В., А.И.В. являются нанимателями жилого помещения - квартиры ... в доме ... по ул. ... г. ... , находящегося (помещения) в муниципальной собственности.
Согласно постановлению Администрации города Иванова от 24.06.2011 года N ... (в редакции постановления Администрации города Иванова от 20.11.2012 года N ... ), дом, в котором расположена квартира, занимаемая истцами, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Органом местного самоуправления были определены дальнейшие действия, связанные с признанием дома аварийным и подлежащим сносу: расселение данного многоквартирного дома будет осуществляться в сроки и порядке, установленные долгосрочной целевой программой города Иванова "Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа Иваново, в 2013 - 2015 годах". Данной долгосрочной целевой программой определен срок отселения указанного дома: четвертый квартал 2015 год (в редакции постановлений Администрации города Иванова от 09.04.2013 N 763, от 25.06.2013 N 1361).
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что дом, в котором проживают истцы, находится в аварийном состоянии и проживание их в данном доме опасно для жизни и здоровья. При этом суд применил правила ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о предоставлении гражданам других благоустроенных жилых помещений во внеочередном порядке.
Судебная коллегия считает ошибочным применение судом указанной нормы закона.
Федеральный законодатель для случаев признания в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище
(Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1328-О-О).
Из материалов дела не следует, что истцами соблюдены общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждению их объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии с информацией Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова от 30.09.2013 года N 01-15-2181 следует, что семья А.Н.П. (А.В.В. - сын, А.О.Л. - супруга сына, А.Л.В. - внук, А.И.В. - внук), зарегистрированные по адресу: " ... ", на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города Иванова не состоят.
Доказательств того, что истцы в установленном законом порядке признаны малоимущими, также не имеется.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 10 ноября 2006 г. N ... , из справки Ивановского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 25.10.2013 года следует, что за А.В.В. на праве собственности значится трехкомнатная квартира N. . в доме N ... по ул. ... г. ...
Таким образом, оснований для предоставления супругам А.О.Л. и В.В. во внеочередном порядке другого благоустроенного жилого помещения не имеется.
Из имеющихся в деле пояснений супругов А.О.Л. и А.В.В. следует, что они проживают в этой собственной квартире, а в квартире, расположенной в аварийном доме, проживают А.Н.П. с внуками А.Л.В. и А.И.В. Кроме того, А.Л.В. и А.И.В. проживают в этом жилом помещении со своими семьями и малолетними детьми.
Из справок Ивановского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 25.10.2013 на имя А.Н.П., А.Л.В. и его семьи, А.И.В. и его семьи следует, что у данных лиц жилые помещения на праве собственности не значатся.
Несмотря на отсутствие у указанных истцов другого жилого помещения, судебная коллегия считает, что отсутствуют основания для предоставления и им во внеочередном порядке другого жилого помещения.
Так, в силу ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Поскольку предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, то предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможности предварительного принятия лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Такой учет означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Как уже установлено судебной коллегией выше, указанные истцы на учете нуждающихся в жилом помещении не состоят, в установленном законом порядке малоимущими не признаны (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока расселения аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение такого срока и направлено на обеспечение условий для реализации права граждан на жилище.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что жилое помещение, в котором проживают истцы, представляет особую опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния.
Сами по себе физический износ дома, а также несоответствие здания требованиям законодательства, сведения о которых содержатся в Заключении межведомственной комиссии от 03.12.2010 года о признании жилого дома ... по улице ... г. ... аварийным и подлежащим сносу, в техническом заключении ООО " ... " от декабря 2009 года, в ответе ОАО "Муниципальная управляющая компания" на запрос суда от 28.10.2013 года, отсутствие управляющей данным домом организации (письмо Управления жилищно - коммунального хозяйства Администрации города Иванова от 23.09.2013 г.) не свидетельствуют о наличии факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния.
Согласно п. 51 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным п. 36 настоящего Положения, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
Как следует из материалов дела, такого решения о наличии факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния по данному дому, не принималось.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что нахождение дома в непригодном для проживания состоянии является достаточным основанием для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма вне очереди основаны на неправильном толковании норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителя Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова, Администрация города Иванова в 2012 году направляла жителям аварийных домов, в том числе, и истцам по настоящему делу, письма с предложением рассмотреть вопрос о коммерческом найме жилого помещения на рынке недвижимости города Иваново с последующим предъявлением Администрации города Иванова доказательств фактически понесенных расходов за временное пользование иным жилым помещением на период расселения аварийного дома с целью компенсации Администрацией города Иванова затрат на временное жилье.
В подтверждение данного довода было представлено письмо, адресованное А.Н.П., копия которого приобщена к материалам дела.
Очевидно, что данное предложение выработано во исполнение долгосрочной целевой программы города Иванова "Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа Иваново, в 2013 - 2015 годах" и по усмотрению истцов может быть ими принято в период ожидания срока расселения их дома.
Поскольку при принятии обжалуемого решения судом были неправильно применены нормы материального права, то в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ данное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Иваново от 04 июля 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Ленинского района г. Иваново в интересах А.О.Л., А.Н.П., А.В.В., А.Л.В., А.И.В. к Администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.