Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Запятовой Н.А., судей Белышевой Е.Л., Щегловой Е.С.
при секретаре Клочковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.
дело по апелляционным жалобам Территориального отдела социальной защиты населения по Пестяковскому муниципальному району Ивановской области и Военного комиссариата Ивановской области на решение Пестяковского районного суда Ивановской области от 25 июля 2013 года по иску прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах Е.А. к Территориальному отделу социальной защиты населения по Пестяковскому муниципальному району о признании за Е.А. права на получение ежемесячной денежной компенсации по ч.9 ст. З Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", возложении обязанности назначить Е.А. таковую компенсацию,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пестяковского района Ивановской области в интересах Е.А. обратился в суд с указанным иском к ТОСЗН по Пестяковскому муниципальному району, мотивируя следующими обстоятельствами. Е.А. является супругой военнослужащего А.Ю., признанного умершим решением Шуйского городского суда от 11 ноября 1999г., из которого следует, что его смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы. Е.А. с 14 июня 2012г. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, несколько раз обращалась в ТОСЗН с заявлениями о назначении ежемесячной денежной компенсации в соответствии с ч.9 ст. З Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. N 142, на которые получала отказ в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих факт наступления смерти А.Ю. при исполнении обязанностей военной службы.
Решением Пестяковского районного суда Ивановской области от 25.07.2013г. исковые требования прокурора удовлетворены: за Е.А. признано право на получение ежемесячной денежной компенсации согласно ч.9 ст.З Федерального закона от 07 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат" с 14 июня 2012 года, на Территориальный отдел социальной защиты населения по Пестяковскому муниципальному району возложена обязанность назначить Е.А. указанную ежемесячную денежную компенсацию с 14 июня 2012 года.
С данным решением не согласились Территориальный отдел социальной защиты населения по Пестяковскому муниципальному району Ивановской области и Военный комиссариат Ивановской области, участвующий в деле в качестве 3-го лица.
В апелляционной жалобе представитель Территориального отдела социальной защиты населения по Пестяковскому муниципальному району Ивановской области, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, в частности п. "и" ч. 1 ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" от 28.03.1998г. N 53-ФЗ, недоказанность установленных судом обстоятельств, в частности, наступления смерти А.Ю. при исполнении обязанностей военной службы, просит решение суда отменить как необоснованное и принять новое решение.
В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Ивановской области, ссылаясь на отсутствие заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти А.Ю. с исполнением им обязанностей военной службы, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Территориального отдела социальной защиты населения по Пестяковскому муниципальному району Ивановской области оп доверенности А.М., представителя Военного комиссариата Ивановской области по доверенности О.В., поддержавших доводы поданных апелляционных жалоб, а также Е.А. и прокурора Ивановской областной прокуратуры Родионову О.В., возражавших по жалобам, полагавших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционных жалоб и возражений в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 данной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Таким образом, законодатель, принимая во внимание особый характер военной службы и связанную с ней повышенную опасность для жизни и здоровья военнослужащих, предусмотрел особую систему компенсаций в случаях их возможной гибели при исполнении служебных обязанностей.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что гибель или смерть военнослужащего для целей получения единовременной денежной выплаты признается основанием лишь в том случае, если они имели место при исполнении им обязанностей военной службы либо вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы не позднее одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Е.А. являлась супругой А.Ю., который в период со 2 февраля 1994 года по 4 апреля 1994 года проходил военную службу ефрейтором контрактной службы, водителем-электриком 2-й радиолакационной роты войсковой части NХХХ.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 11 ноября 1999 года А.Ю. объявлен умершим с 22 ноября 1999 года (день вступления решения суда в законную силу). Данным решением установлено, что А.Ю. при невыясненных обстоятельствах после окончания службы 4 апреля 1994 года отбыл домой в ХХХ, где проживала его семья. С этого времени сведений о месте его пребывания нет.
Как супруга военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы, Е.А. пользуется льготами и компенсациями в соответствие с постановлением Правительства N 475 от 02.08.2005г. "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг".
В августе 2012 года истица обратилась в ТОСЗН Пестковского района как супруга погибшего военнослужащего с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в соответствие с ч. 9 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Ссылаясь на отсутствие документа, подтверждающего, что смерть супруга истицы наступила при исполнении обязанностей военной службы, и предусмотренного абз. 3 под. "б" п. 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142, в удовлетворении ее заявления было отказано.
Аналогичные доводы в обоснование возражения на иск были заявлены ответчиком в суде первой инстанции.
Рассматривая спорные взаимоотношения, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика.
Перечень случаев, когда военнослужащих признается исполняющим обязанности военной службы приведен в ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28.03.1998 г.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 37 военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях следования к месту службы и обратно.
При этом в части 2 названной статьи приведен исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим) при исполнении обязанностей воинской службы, к которым отнесены случаи:
а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы;
б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;
в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным (преступления).
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" основанием для отказа военнослужащим и членам их семей в предоставлении им социальных гарантий и компенсаций, непосредственно вытекающих из факта исполнения обязанностей военной службы, является установление факта гибели (смерти) военнослужащего при обстоятельствах, указанных в части 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Доказательств того, что гибель военнослужащего (супруга истицы) произошла при приведенных выше обстоятельствах, безусловно исключающих признание смерти военнослужащего при исполнении обязанности военной службы, ответчиком представлено не было.
В силу пункта 1 части 11 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат" к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считается, в том числе, супруга и супруг, состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним.
При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
С 14 июня 2012г. Е.А. установлена инвалидность 1 группы по общему заболеванию.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, вывод суда о признании Е.А. имеющей право на получение ежемесячной денежной компенсации, как супруги военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, является правильным.
Ссылка представителя Военного комиссариата Ивановской области на Положение "О военно-врачебной экспертизе", которая должна определять причинную связь увечий (в том числе повлекших смерть), несостоятельна.
Согласно п. 9 ст. 3 федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011г. ЕДК выплачивается членам семьи в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы. А.Ю. без вести пропал, объявлен умершим в связи с отсутствием сведений о месте его пребывания, данных о том, что он получил какое-либо увечье или имел заболевание, в деле не имеется, поэтому утверждение подателя жалобы на необходимость представления заключения ВВК несостоятельно.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании представленных доказательств, которым в соответствие со ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка, подробно изложенная в мотивировочной части решения, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его верном толковании.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому оснований к отмене состоявшегося судебного решения по доводам апелляционных жалоб не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пестяковского районного суда Ивановской области от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального отдела социальной защиты населения по Пестяковскому муниципальному району Ивановской области и Военного комиссариата Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.