Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Пожиловой В.А., судей Щегловой Е.С., Запятовой Н.А.,
при секретаре Дунаевой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Щегловой Е.С.
дело по апелляционной жалобе Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области на решение Комсомольского районного суда Ивановской области от 22 августа 2013 года по заявлению прокурора Комсомольского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Комсомольского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Комсомольского района по поручению прокуратуры Ивановской области была проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства в части осуществления органами местного самоуправления полномочий по муниципальному финансовому контролю, в результате которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", предусматривающих создание контрольно-счетного органа муниципального образования, который является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, Уставом Комсомольского муниципального района, а также иными правовыми актами Совета Комсомольского муниципального района независимый контрольно-счетный орган, не входящий в структуру органов местного самоуправления, не создан.
Полагая, что отсутствие в Комсомольском муниципальном районе контрольно-счетного органа приводит к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции, прокурор Комсомольского района просил в целях устранения нарушений действующего законодательства об организации внешнего муниципального финансового контроля:
- признать незаконным бездействие Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования - Ревизионной комиссии Комсомольского муниципального района;
- обязать Совет Верхнеландеховского муниципального района создать контрольно-счетный орган Комсомольского муниципального района - Ревизионную комиссию Комсомольского муниципального района.
Решением Комсомольского районного суда Ивановской области от 22.08.2013 года заявление прокурора удовлетворено полностью.
В апелляционной жалобе Совета Комсомольского муниципального района ставится вопрос об отмене судебного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области Ю.Е., действующая на основании доверенности от 19.08.2013 года, апелляционную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, прокурор поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу, представленные Прокуратурой Комсомольского района, просила решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителя заинтересованного лица, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Удовлетворяя требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции исходил из того, что на момент проведения прокурорской проверки и рассмотрения заявления прокурора судом в Комсомольском муниципальном районе фактически не был создан контрольно-счетный орган муниципального финансового контроля, входящий в структуру органов муниципального управления данного муниципального образования, несмотря на то, что Устав муниципального образования предусматривает его создание. На основании совокупности представленных по делу доказательств суд сделал вывод о том, что Ревизионная комиссия Комсомольского муниципального района, положение о деятельности которой утверждено решением Совета Комсомольского муниципального района от 27.09.2012 года N 228, не является постоянно действующим организационно и функционально независимым органом внешнего муниципального контроля, не входит в систему органов местного самоуправления, предусмотренных Уставом Комсомольского муниципального района, и не наделена полномочиями контрольно-счетного органа местного самоуправления, перечисленными в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований".
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица оспаривает эти выводы суда, полагая, что действующее законодательство о местном самоуправлении не содержит норм, которые указывали бы на обязательность формирования контрольно-счетного органа в каждом муниципальном образовании, а также устанавливали бы ответственность органов местного самоуправления за отсутствие таких органов. По мнению представителя заинтересованного лица, суд вышел за пределы своих полномочий, возлагая на представительный орган местного самоуправления обязанность по созданию ревизионной комиссии.
С такими утверждениями жалобы судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их основные полномочия, ссылки на которые правильно и полно приведены в мотивировочной части обжалуемого судебного решения.
Разрешение судом заявления прокурора, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круг, содержащего основанные на законе требования о возложении на Совет Комсомольского муниципального района обязанности создания контрольно-счетного органа муниципального образования, т.е. о понуждении органа местного самоуправления муниципального образования к соблюдению требований бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ об общих принципах организации местного самоуправления, не может быть признано вмешательством в нормотворческую и иную деятельность представительного органа указанного муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского районного суда Ивановской области от 22 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Комсомольского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.