Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Пожиловой В.А., судей Лазаревой И.В., ЩегловойЕ.С.,
при секретаре Багровой Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Щегловой Е.С.
дело по апелляционной жалобе П.Ю.А. на решение Советского районного суда города Иваново от 10 сентября 2013 года по иску П.Ю.А. к Военному комиссариату Ивановской области о признании права на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, перерасчете пенсии и взыскании недополученной части пенсии,
УСТАНОВИЛА:
П.Ю.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ивановской области о признании права на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, перерасчете пенсии и взыскании недополученной части пенсии, мотивируя свои требования тем, что он проходил военную службу по контракту в период с 1984 по 2012 год в различных войсковых частях, входивших в состав ядерного оружейного комплекса СССР и Российской Федерации. 31.07.2012 года истец уволен с военной службы в запас, с указанного времени он является получателем пенсии по выслуге лет в размере, установленном исходя из оклада по последней занимаемой перед увольнением воинской должности, предусмотренной штатом.
Истец указал, что в течение всего периода военной службы он исполнял обязанности по обслуживанию регистраторов ядерных взрывов, входил в боевой расчет по подготовке к применению крылатых ядерных ракет и непосредственно осуществлял деятельность по транспортировке ядерных боеприпасов, т.е. осуществлял виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 года N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (далее по тексту - Указ N 1563), и дающие право на получение установленных Указом N1563 мер социальной поддержки, в частности: на получение пенсии в размере, установленном, исходя из 1,25 оклада по последней занимаемой им перед увольнением воинской должности, предусмотренной штатом.
Истец, полагая, что ответчик письмом от 03.06.2013 года незаконно отказал ему в перерасчете пенсии из увеличенного в 1,25 раза оклада, просил суд:
- признать его право на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения как специалисту ядерного оружейного комплекса;
- обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии с использованием 1,25оклада по последней должности, занимаемой перед увольнением с военной службы;
- обязать ответчика произвести доплату недополученной части пенсии с момента выхода на пенсию по день исполнения судебного решения.
Решением Советского районного суда г. Иваново от 10.09.2013 года в удовлетворении иска отказано.
П.Ю.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В заседании судебной коллегии истец апелляционную жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что в предшествующий увольнению период военной службы в войсковой части " ... " ему выплачивалось денежное довольствие, исходя из обычного оклада, установленного штатным расписанием по занимаемой им воинской должности бортового авиационного техника, без увеличения его размера в 1,25 раза, предусмотренного Указом N 1563, несмотря на то, что периодически в командировках истец выполнял транспортировку ядерных боеприпасов. По мнению П.Ю.А., то обстоятельство, что войсковая часть " ... " не была включена в Перечень войсковых частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в предоставлении ему таких мер социальной поддержки, поскольку фактически он осуществлял один из видов деятельности, предусмотренных данным нормативным правовым актом, и имеет в этой связи право на пенсионное обеспечение, равное по объему с иными лицами, осуществлявшими тот же вид деятельности в войсковых частях, включенных в этот Перечень.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Фокина Е.В., действующая на основании доверенности от 25.12.2013 года, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала, что решение суда основано на правильном применении норм законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих к установленным судом обстоятельствам дела, указывающим на отсутствие оснований для перерасчета назначенной истцу пенсии за выслугу лет.
Заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, в том числе представленные истцом дополнительно доказательства, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Указом Президента РФ от 23.08.2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (далее по тексту - Указ N 1563) установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
В соответствии с пп. "г" п. 3 Указа N 1563 на Правительство РФ возложена обязанность установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
На Правительство РФ также возложена обязанность утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (пп. "д" п. 3 Указа N 1563).
Указом Президента РФ от 31.12.2011 года N 1745 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" внесены изменения в подпункт "г" пункта 3 Указа N 1563, установившие гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
При этом, Указ N 1563 не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам, в связи с чем следует руководствоваться положениями Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", в соответствии с которыми пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, включается оклад по последней штатной должности.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 года N 857-64 был утвержден закрытый Перечень организаций и воинский частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (далее - Перечень организаций и воинских частей), в который включены действующие организации и воинские части, входящие в состав ядерного оружейного комплекса).
Указом Президента РФ от 09.08.2005 года N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правительству РФ поручено определить перечень расформированных войсковых частей Минобороны России, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем видов деятельности, утвержденным Указом N1563 (п. 2).
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 года N548-38 "О совершенствовании мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" утвержден Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил РФ (Вооруженных Сил СССР) и военных представительств Министерства обороны РФ (Министерства обороны Российской СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, а также в военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки" (далее - Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил РФ (Вооруженных Сил СССР).
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 года N548-38 были утверждены изменения, внесенные в абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 17.11.2000 года N857-64, согласно которым Министру обороны РФ предоставлено право утверждать перечень воинских должностей, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных Сил РФ (Вооруженных Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных перечнем видов деятельности.
Перечень воинских должностей, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных Сил РФ (Вооруженных Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных перечнем видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ N 1563 (далее - Перечень воинских должностей, воинских частей и военных представительств), утвержден приказом Министра обороны РФ от 15.02.2006 года.
Правильно применив нормы указанных нормативно-правовых актов, при разрешении настоящего спора суд обоснованно исходил из того, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Указом N 1563, возникает у военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, при наличии двух условий: во-первых, соответствующий вид деятельности должен быть указан в Перечне видов деятельности; во-вторых, вхождение воинских должностей, организаций и воинских частей в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности, в Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской (Вооруженных Сил СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, а также в Перечень воинских должностей, воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных перечнем видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что 31.07.2012 года П.Ю.А. уволен с военной службы из войсковой части " ... " с должности бортового авиационного техника в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. С01.08.2012года истец является получателем пенсии по выслуге лет в размере, установленном исходя из оклада по последней занимаемой перед увольнением воинской должности, предусмотренной штатом, с учетом увеличения данного оклада в 1,15 раза в связи с наличием у него квалификации бортового специалиста 1 класса.
В заседаниях суда первой и апелляционной инстанции истец не отрицал, что в течение всего периода его военной службы до момента увольнения в запас ему не назначался и не выплачивался оклад в размере 1,25 оклада по воинской должности, установленный действующей редакцией п. "г" п. 3 Указа N 1563.
На основании совокупности представленных по делу доказательств, включающих объяснения сторон по делу и сведения, полученные из Министерства обороны РФ (войсковой части " ... "), суд бесспорно установил, что войсковая часть " ... ", где истец проходил службу перед увольнением по последней штатной должности бортового авиационного техника, не была включена ни в Перечень организаций и воинских частей), в который включены действующие организации и воинские части, входящие в состав ядерного оружейного комплекса, ни в Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил РФ (Вооруженных Сил СССР), ни в Перечень воинских должностей, воинских частей и военных представительств.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции в установленном законом порядке не были подтверждены доводы истца о том, что в период прохождения службы в войсковой части " ... " он осуществлял один из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном п. 1 Указа N 1563. Представленным доказательствам по данному вопросу судом дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания за П.Ю.А. права на получение мер социальной поддержки, установленных Указом N1563, и перерасчета размера назначенной ему пенсии по выслуге лет, исходя из повышенного в 1,25 раза оклада по последней штатной должности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что некоторые воинские части, в которых истец проходил военную службу до его перевода в войсковую часть N ... , входят в Перечень войсковых частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, и истец осуществлял в них деятельность, указанную в Перечне видов деятельности, утвержденных Указом N 1563, не имеют правового значения для разрешения возникшего спора, поскольку после увольнения из этих войсковых частей П.Ю.А. продолжил военную службу в войсковой части " ... " и получает пенсию, исчисленную из оклада по последней штатной должности, занимаемой им в указанной войсковой части на день увольнения, в соответствии с пп."а" п. 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N941.
Не могут быть приняты в качестве основания для отмены обжалуемого судебного решения и ссылки П.Ю.А. на имеющиеся у него сведения о получении повышенного размера пенсии из 1,25 оклада по должности в соответствии с Указом N1563 иными лицами, проходившими военную службу в должностях бортовых авиационных техников в иных войсковых частях Министерства обороны РФ, включенных в утвержденные Правительством РФ и Министром обороны РФ Перечни войсковых частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, поскольку представленные в отношении самого истца конкретные сведения о должности и войсковой части, в которых он проходил военную службу непосредственно перед увольнением в запас, не позволяют сделать вывод об осуществлении им одного из видов деятельности, перечисленных в Указе N 1563, с которыми связано право на получение дополнительных мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Судебной коллегией в настоящем деле не выявлено перечисленных в ч. 4 ст.330ГПК РФ нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, а также нарушений норм подсудности гражданских дел, установленных ст.ст. 25, 26 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Иваново от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.