Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Неупокоевой Л.В. и судей Добыш Т.Ф., Акуловой Н.А. при секретаре Панкратовой А.М ... заслушала в открытом судебном заседании
по докладу судьи Неупокоевой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Ивановской области
на решение Ленинского районного суда гор. Иваново от 12 декабря 2012 года
по заявлению прокурора Ленинского района города Иваново в интересах С к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании права на обеспечение жилым помещением, об обязании обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета.
Ознакомившись с материалами дела, апелляционной жалобой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района гор. Иваново обратился в суд с заявлением в интересах С к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании права на обеспечение жилым помещением, об обязании обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета по тем основаниям, что С решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Иванова от 07.07.2011 (протокол N **, утвержденный постановлением Администрации г. Иванова от 07.07.2011 г.N***) принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, а также семей погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области письмом от 10.07.2012 г. N *** отказал С в обеспечении жильём за счёт средств
федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об
обеспечении жильём ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов" по тем
основаниям, что муж С - СИД. принимал участие в ликвидации
националистического подполья на территории Западной Украины с июня по сентябрь
1951 года, а названный Указ Президента РФ, по мнению Департамента социальной защиты населения Ивановской области, распространяется только на участников Великой Отечественной войны, находившихся в период ведения боевых операций по защите отечества в составе действующей армии в период с 22.06.1941г. по 03.09.1945г.
С учетом данных обстоятельств, прокурор Ленинского района г. Иваново просил суд признать за С право на получение жилья за счет средств федерального бюджета, обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области обеспечить С жильём за счёт средств федерального бюджета.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
С решением суда не согласен Департамент социальной защиты населения Ивановской области. В апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца - С, представителей третьих лиц - Администрации города Иванова, Правительства Ивановской области, Министерства регионального развития РФ, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ивановской области., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, исходя из следующего.
Как верно установлено судом на основании представленных в материалы дела доказательств, и не оспаривается сторонами, С, 1929 года рождения, являющаяся вдовой участника ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины с июня по сентябрь 1951, решением комиссии по жилищным вопросам Администрации города Иванова от 07.07.2011 (протокол N ** утвержденный постановлением Администрации города Иванова от 07.07.2011 N***) принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, а также семей погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны (л.д.6,14). Отказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области С в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета мотивирован тем, что её муж Соколов И.Д. не относится к категории участников ВОВ 1941-1945 годов, поскольку принимал участие в ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины с июня по сентябрь 1951 года (л.д.18).
Между тем, согласно подп. "е" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны: е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 23.2 названного Закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе, по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по
субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Проанализировав указанные положения закона, а также оценив представленные сторонами письменные доказательства по делу в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора Ленинского района гор. Иваново и признания за С права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Коллегия с выводами суда согласна, находя их достаточно мотивированными и полностью соответствующими обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы Департамента социальной защиты населения Ивановской области о том, что положения пп. "е" подп.1 п.1 ст.2 ФЗ "О ветеранах" следует применять в части установления периода боевых действий по защите Отечества и распространять на граждан, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии до 3 сентября 1945 года, в связи с чем Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" на лиц, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии после 3 сентября 1945 года, не распространяется, основан на ошибочном субъективном толковании норм материального права.
Разрешая спор, суд правомерно исходил из того, что военнослужащие, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы - ветеранами Великой Отечественной войны.
При этом, действующее правовое законодательство не содержит норм, предусматривающих исключение такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем для лиц, указанных в подпункте "е"подп.1 п.1 ст.2 ФЗ "О ветеранах", принимавших участие в ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период после 3 сентября 1945 года.
Исходя из изложенного, коллегия полагает, что суд, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, полно и всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с требованиями процессуального законодательства, принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 194, 196, 198 ГПК РФ надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении. Нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не содержат, а коллегия таковых не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Иваново от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.