Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего судьи Ноговицина С.А., судей Шаниной С.А., Павлова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Волковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павлова А.Е. дело по апелляционному представлению Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на решение Южского районного суда Ивановской области от 6 февраля 2013 года по иску Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению Т
УСТАНОВИЛА:
Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Т.
Иск мотивирован тем, что в декабре 2012 года Ивановской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в исправительных колониях Т и Т1 была проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения помещений общежитий осужденных полным комплектом коммунально-бытовых объектов, по результатам которой было выявлено несоблюдение уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответчик нарушает положения п. 9.11. Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 года N 130-дсп, не выполняет возложенные на него обязанности, указанные в статье 13 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", и положения Устава федерального казённого учреждения "Т Поскольку указанные обстоятельства нарушают права осужденных на охрану здоровья, медико-санитарное и коммунально-бытовое обеспечение, прокурор просил обязать ответчика оборудовать в исправительной колонии Т в отрядах NN 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11 комнаты быта, в отрядах NN 2, 6, 7, 8, 10, 11 помещения для сушки одежды и обуви, а также обязать ответчика оборудовать в исправительной колонии Т1 по Ивановской области в отрядах NN13, 14, 15 кабинеты начальника отряда, в отрядах NN 2, 14 комнаты хранения продуктов питания с местом для приема пищи, в отряде N 14 комнату быта, в отрядах NN 2, 3, 13, 14, 15 помещение для сушки одежды и обуви, во всех общежитиях отрядов оборудовать кладовые уборочного инвентаря.
Решением Южского районного суда Ивановской области от 6 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях отказано.
С решением суда не согласен Ивановский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области А. А.А., в апелляционном представлении просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия, выслушав прокурора Ивановской областной прокуратуры Г. Е.А., подержавшую апелляционное представление, возражения на апелляционное представление представителя Т по доверенности К. А.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражения на него, оснований для отмены решения районного суда не находит.
Согласно ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров. При этом нормы, устанавливающие необходимость обеспечения осужденных и сотрудников исправительного учреждения другими помещениями, указанными в иске, в данном кодексе отсутствуют.
Ссылки апелляционного представления на положения Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 года N 130-дсп, не могут быть приняты во внимание по мотивам, подробно изложенным в решении суда.
Так, согласно п. 1.1. Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 года N 130-дсп, нормы настоящей инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
В соответствии с п. 4.1. Инструкции по проектированию исправительных специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 года N 130-дсп прямо указано, что нормы настоящей инструкции предназначены для проектирования ИУ - исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений и для СУ - лечебно-профилактических учреждений, единых помещений камерного типа, домов ребенка при женских ИК.
Как видно из материалов дела, здания, расположенные на территории Т построены: общежитие на 60 мест (ИК-2) - в 1959 году; общежитие на 320 мест (ИК-2) - в 1968 году; общежитие на 250 мест и ЕПКТ (ИК-2) - в 1977 году; общежитие ИК-6 - в 1962 году; медицинская часть и общежитие (ИК-6) - в 1983 году; ШИЗО ИК-6 - в 1962 году; общежитие на 320 мест (ИК-6) - в 1972 году; общежитие на 320 мест (ИК-6) - в 1976 году; общежитие на 300 мест (ИК-6) - в 1982 году. Данные здания введены в эксплуатацию до 2003 года.
Районным судом сделан верный вывод о том, что нормы, установленные Инструкцией по проектированию исправительных специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 года N 130-дсп, действуют со времени издания данного приказа, то есть с 02.06.2003 г., поэтому при проектировании и строительстве зданий на территории Т по Ивановской области указанные нормы не могли быть соблюдены.
Согласно ст. 1.2. Устава федерального казённого учреждения "Объединение исправительных колоний Т собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7. договора N 17-09 о передаче бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление, заключенного 8 июня 2010 года между Т Учреждение несет расходы по содержанию переданного имущества, поддерживает его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проводит текущий и капитальный его ремонт.
Как следует из материалов дела, а именно, справки начальника ФКУ УС УФСИН России по Ивановской области, финансирование строительства и реконструкции в учреждениях УИС Ивановской области проводится согласно утвержденным федеральным целевым программам. Федеральной целевой программой "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2006 года N 540, финансирование строительства и реконструкции объектов в Т не предусмотрено.
Полномочиями по принятию самостоятельных решений по строительству и реконструкции зданий, помещений и сооружений в исправительном учреждении ответчик не обладает.
Доводы апелляционного представления о том, что во всех отрядах распределены различные категории осужденных (отбывающие наказание в облегченных, обычных условиях, инвалиды, работающие и неработающие осужденные), а также о том, что в Т планируется оборудование помещения, которое не предусмотрено п. 9.11. Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 года N 130-дсп, основанием к отмене правильно постановленного решения суда не являются.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовав представленные доказательства, дав им надлежащую оценку, верно применив нормы материального права, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южского районного суда Ивановской области от 6 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.