Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Мокрушиной В.П.
при секретаре Толстихине П.В.
с участием прокурора Степанюк И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО2 об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и ФИО1 о нарушении конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и назначении даты досрочных выборов главы города Барнаула,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Алтайский краевой суд с заявлением об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, в котором просил признать несостоявшимися публичные слушания по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края, назначенные к проведению 25 октября 2010 года в 14 - 00 часов по адресу: г. Барнаул, пр. Комсомольский, 108А.; признать незаконными решения Барнаульской городской Думы от 29 октября 2010 года N372 "О принятии муниципального правового акта о внесении изменений в Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края" в редакции решения от 10 июня 2010 года N304; от 02 ноября 2010 года N 390 "О внесении изменений в решение городской Думы от 15.06.2007 N 589 "Об утверждении Регламента Барнаульской городской Думы" (в ред. решения от 14.05.2009 N96), от 10 ноября 2010 года N 391 "О досрочном прекращении полномочий председателя Барнаульской городской Думы", от 10 ноября 2010 года N 392 "Об избрании главы города Барнаула", от 10 ноября 2010года N393 "О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Барнаула", от 10 ноября 2010года N394 "Об утверждении порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Барнаула".
Заявитель просил назначить дату проведения внеочередных выборов главы городского округа - город Барнаул на 13 февраля 2011 года и определить порядок их проведения.
Также заявитель просил приостановить действие оспариваемых решений до вступления в законную силу решения суда и вынести частное определение в адрес СУ СКП РФ по Алтайскому краю о привлечении к уголовной ответственности указанных в заявлении должностных лиц по ст.278 УК РФ.
С аналогичными требованиями в Алтайский краевой суд обратился житель города Барнаула ФИО1
Определениями судьи от 10 декабря 2010 года заявления ФИО2 и ФИО1 в части требований о назначении даты проведения внеочередных выборов главы городского округа - город Барнаул на 13 февраля 2011 года и определении порядка их проведения приняты к производству Алтайского краевого суда по первой инстанции, в остальной части требований заявления возвращены заявителям в связи неподсудностью краевому суду.
14 декабря 2010 года гражданские дела, возбужденные по заявлениям ФИО2 и ФИО1, были объединены в одно производство.
Заявленные требования назначить дату проведения внеочередных выборов главы города Барнаула заявители мотивируют тем, что 14 августа 2010 года Губернатором Алтайского края принято постановление об отрешении от должности действующего главы города Барнаула.
В силу положений ст.171 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 08.07.2003 N 35-ЗС, принятого Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 03.07.2003 N 232 (далее - Кодекс о выборах), не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования должны быть проведены досрочные выборы, которые назначаются представительным органом муниципального образования не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Таким образом, досрочные выборы главы города Барнаула должны были состояться не позднее 14 февраля 2011 года, а решение об их проведении должно быть принято в период времени с 14 ноября 2010 года до 24 ноября 2010 года. В указанные сроки Барнаульской городской Думой решение о назначении досрочных выборов не было принято. Не принято решения о назначении выборов и избирательной комиссией муниципального образования, на которую законом возложена обязанность принять такое решение не позднее чем за 70 дней до дня голосования в случае, если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в установленные законом сроки.
Как указывают заявители, Барнаульской городской Думой с нарушением требований закона было принято решение от 29 октября 2010 года N372 "О принятии муниципального правового акта о внесении изменений в Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края", которым изменена структура органов местного самоуправления. Указанные изменения вступают в действие после истечения срока полномочий Барнаульской городской Думы, принявшей данное решение. Между тем, выборы главы города Барнаула не назначены, а депутатами городской Думы из своего состава избран глава города Барнаула. Тем самым заявители лишены конституционного права избирать и быть избранными на эту должность.
В судебное заседание явились заявители ФИО2 и ФИО1, представитель ФИО2 ФИО6 и представитель ФИО1 ФИО7. После перерыва, объявленного в подготовительной части судебного заседания, представитель заявителя ФИО1 ФИО7 не явилась в судебное заседание, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила.
В ходе подготовительной части судебного заседания представитель заявителя ФИО2 ФИО6 заявил о нежелании участвовать в судебном заседании, поскольку судом не удовлетворены заявления об отводе судьи и прокурора, отказано в удовлетворении ходатайства о применении обеспечительных мер, после чего заявители и представитель ФИО6 удалились из зала судебного заседания.
Учитывая, что гражданским процессуальным законодательством не установлено запрета на рассмотрение дела о защите избирательных прав в отсутствие заявителей и их представителей, не пожелавших участвовать в судебном заседании, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей и их представителей.
Представители заинтересованных лиц Барнаульской городской Думы ФИО8 и ФИО9 заявленные требования считают не подлежащими удовлетворению, поскольку не имеется предусмотренных законом оснований для назначения даты выборов главы города Барнаула. 14 августа 2010 года был отрешен от должности глава города Барнаула, в связи с чем не позднее чем 14 февраля 2011 года должны быть проведены досрочные выборы главы города Барнаула. В Устав города были внесены изменения, которые зарегистрированы 01 ноября 2010 года и официально опубликованы 02 ноября 2010 года. Внесенные в Устав изменения не касаются структуры органов местного самоуправления города Барнаула, но предусматривают другие принципы образования органов местного самоуправления, а именно, глава города Барнаула избирается городской Думой из числа депутатов. В связи с этим на момент 14 ноября 2010 года не было оснований для назначения выборов главы города Барнаула. Заявители необоснованно ссылаются на положения Федерального закона от 26 ноября 1996 года N138-ФЗ, так как указанный Закон согласно части 2 статьи 1 применяется в целях защиты избирательных прав граждан лишь в части, не урегулированной законами субъектов Российской федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Уставом города Барнаула урегулирован порядок избрания выборного должностного лица, который не противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, предусматривающим возможность избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования из своего состава.
Представитель избирательной комиссии муниципального образования город Барнаул ФИО10 с заявленными требованиями не согласна по тем же основаниям. Кроме того, указала на то, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов данные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Таким образом, представительный орган может принять решение о назначении выборов в сокращенные сроки, потому для назначения выборов муниципальной избирательной комиссией срок не истек, так как данное обстоятельство возникнет 27 декабря 2010 года.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц ФИО8, ФИО9 и ФИО10, заключение прокурора ФИО5 о необоснованности заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявлений.
Как следует из заявлений ФИО2 и ФИО1, они обратились в суд на основании Федерального закона от 26 ноября 1996 года N138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N138-ФЗ), указывая на то, что данный закон подлежит применению в случаях, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки; в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
В связи с отрешением от должности главы города Барнаула 14 августа 2010 года в силу действующего федерального и регионального законодательства Барнаульская городская Дума в период времени с 14 по 24 ноября 2010 года должна была принять решение о проведении досрочных выборов. В случае не принятия такого решения досрочные выборы должна назначить избирательная комиссия муниципального образования не позднее 11 декабря 2010 года.
Досрочные выборы не назначены, а Барнаульской городской Думой принят муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, которым изменены структура и полномочия органов местного самоуправления, предусмотрено избрание высшего должностного лица муниципального образования из состава представительного органа самим органом. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав не подлежит применению, поскольку принят с нарушением установленной законом процедуры, кроме того, его положения, затрагивающие структуру и полномочия органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего данный акт. Однако представительным органом приняты и другие незаконные решения, основанные на этом акте, которые лишают заявителей их конституционного права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N67-ФЗ).
В силу ст.10 Федерального закона N67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в п. 3 данной статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (п. 4). Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (п. 7). Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные п. 7 этой статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (п. 8). Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п. 8 данной статьи срок выборы органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы (п. 9).
Такой же порядок назначения выборов главы муниципального образования предусмотрен ст.171 Кодекса о выборах.
Статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (п. 1 ч. 2). Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отрешения от должности в соответствии со статьёй 74 данного Федерального закона (п.3 ч.6). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (ч. 8).
В соответствии со ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (п. 4 ч. 1). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления) вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений (ч. 8).
Как установлено судом, решением избирательной комиссии муниципального образования г. Барнаула от 3 марта 2008 года N37 было определено, что главой города Барнаула избран кандидат ФИО11, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Согласно действовавшему на момент проведения выборов Уставу муниципального образования городского округа - города Барнаула глава города Барнаула избирается сроком на 4 года.
Постановлением администрации Алтайского края от 12 августа 2010 года N358 "Об отрешении от должности главы города Барнаула ФИО11" глава города Барнаула ФИО11 отрешен от должности.
Решением Барнаульской городской Думы от 29 октября 2010 года N372 принят муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края (в ред. решения от 10.06.2010 N304 (далее - муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав), который был зарегистрирован в государственном реестре уставов муниципальных образований 1 ноября 2010 года за номером RU223020002010002 и опубликован в газете "Вечерний Барнаул" от 2 ноября 2010 года N165(3280).
Статьёй 46 Устава (в ред. Муниципального правового акта от 29.10.2010 N 372) предусмотрено, что глава города Барнаула является высшим должностным лицом муниципального образования, исполняет полномочия председателя городской Думы и наделяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Городская Дума избирает из своего состава на срок своих полномочий, но не менее, чем на два года, главу города Барнаула на открытом заседании в порядке, установленном Регламентом Барнаульской городской Думы (часть 2).
Таким образом, с учетом внесенных в Устав города Барнаула изменений, глава города Барнаула избирается городской Думой из своего состава, а не на муниципальных выборах.
10 ноября 2010 года Барнаульской городской Думой было принято решение N392 "Об избрании главы города Барнаула", согласно которому главой города Барнаула избрана ФИО12 Данным решением установлено, что оно вступает в силу с момента принятия.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что после вступления в силу муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города Барнаула, то есть после 2 ноября 2010 года, городская Дума и избирательная комиссия муниципального образования город Барнаул не вправе принимать решения о назначении выборов главы города Барнаула, вопрос об избрании главы города разрешается в ином порядке.
В связи с этим не может быть сделан вывод о нарушении конституционных прав заявителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании изложенного заявленные требования о назначении даты выборов главы города Барнаула и определении порядка их проведения не подлежат удовлетворению.
Позиция заявителей относительно того, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав города Барнаула вступит в силу со дня признания полномочий депутатов следующего - шестого созыва Барнаульской городской Думы, поскольку изменена структура и полномочия органов местного самоуправления, несостоятельна.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона N131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 35 Устава города Барнаула в редакции от 10.06.2010 года определяла структуру органов местного самоуправления города Барнаула следующим образом:
1) городская Дума - представительный орган муниципального образования;
2) глава города Барнаула - глава муниципального образования, глава администрации города;
3) администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;
4) Счетная палата города Барнаула - контрольный орган муниципального образования;
5) иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с положениями о них и иными нормативными правовыми актами.
Действующая редакция Устава города Барнаула предусматривает ту же структуру органов местного самоуправления.
То обстоятельство, что глава города Барнаула после внесения изменений в Устав города Барнаула не является главой администрации города, не означает изменения структуры органов местного самоуправления.
Исходя из содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 44 Федерального закона N131-ФЗ, изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования, касающиеся полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.
Согласно ст.2 муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, данный акт вступает в силу после его государственной регистрации и официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 86 Устава установлены иные сроки и порядок вступления в силу.
Статьёй 86 Устава предусмотрены иные сроки и порядок вступления в силу для следующих норм Устава:
- пункта 10 части 1 статьи 19 и пункта 6 статьи 60 (касаются охраны общественного порядка муниципальной милицией),
- пункта 4 части 1 статьи 35 и статьи 62 (касаются счетной палаты города Барнаула),
- статьи 38 (касается состава городской Думы).
Таким образом, положения муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, регламентирующие порядок избрания и полномочия главы города Барнаула вступают в силу со дня его официального опубликования.
Указание заявителей на то, что согласно статье 41 Регламента Барнаульской городской Думы изменения и дополнения, внесенные в Устав города и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав города указанных изменений и дополнений, не опровергают сделанные судом выводы, поскольку порядок вступления в силу изменений и дополнений в устав муниципального образования определен ч.8 ст.44 Федерального закона N131-ФЗ, который и подлежит применению в данном случае.
Не являются основанием для удовлетворения заявленных требований доводы о невозможности избрания городской Думой У созыва главы города Барнаула и заключения контракта с главой администрации города Барнаула в виду того, что срок полномочий депутатов данного созыва заканчивается менее, чем через два года, а контракт с главой местной администрации в силу ч.2 ст.37 Федерального закона N131-ФЗ заключается не менее чем на два года, поскольку данное обстоятельство не определено законом в качестве основания для назначения выборов.
Доводы заявителей о незаконности муниципального правового акта о внесении изменений в Устав в связи с его противоречием действующему законодательству, международным и конституционным нормам, нарушением процедуры его принятия, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный правовой акт в установленном законом порядке не был признан недействующим, противоречия его закону суд не усматривает.
Ссылка заявителей на то, что, избирая депутатов действующего состава Барнаульской городской Думы, они не наделяли их полномочиями избирать главу города, несостоятельна, поскольку в силу п.3 ст.42 Устава города Барнаула перечень вопросов, подлежащих рассмотрению городской Думой, является открытым, определяется действующим законодательством и Уставом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявлений ФИО2 и ФИО1 о назначении даты проведения внеочередных выборов главы городского округа - город Барнаул на 13 февраля 2011 года и определении порядка проведения выборов.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения через Алтайский краевой суд.
Председательствующий В.П.Мокрушина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.