Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.
судей Храмцовой В.А., Рудь Е.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мартусь В.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2011 года по делу по иску Мартусь В.В. к администрации Железнодорожного района города Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи об отнесении гражданина к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и о признании права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья,
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мартусь В.В., **** года рождения, обратился в суд с иском к администрации Железнодорожного района города Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи об отнесении гражданина к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и о признании права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
В обоснование своих требований истец указывал, что воспитывался в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с **** по **** - был воспитанником ГОУ "**** детский дом" (*****); с **** по **** - воспитывался в **** детском доме N 1; был зачислен в ПУ N****, **** отчислен *** .
Матерью, согласно свидетельства о рождении, является М. Н.И. , которую истец никогда не видел, данные об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. При обращении в архив управления Алтайского края по образованию и делам молодежи с заявлением о выдаче копий документов из личного дела, дан ответ, что дело в архив не поступало.
В настоящее время истцу стало известно, что граждане из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользуются дополнительными гарантиями, в том числе на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья. Истцу известно, что данной гарантией можно воспользоваться в возрасте до 23 лет, однако, находясь длительное время в *****, у него не было возможности воспользоваться данным правом, а также он просто об этом не знал.
У истца нет и никогда не было собственного жилья, в настоящее время он зарегистрирован в квартире матери супруги по адресу: ******.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований Мартусь В.В. отказано.
В кассационной жалобе Мартусь В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что после ***** он имел на руках только справку, регистрации не имел, документов, подтверждающих, что он относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не имел. Собрать указанные документы он не имел возможности, так как через три месяца вновь был ****** и ****, поэтому не смог воспользоваться своим правом и встать на учет в органах местного самоуправления для получения жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истца Мартусь В.В., представителя ответчика Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Астафьевой А.В., проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дано в ст. 1 Закона - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Законом Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС (ред. от 06.09.2007) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (принят Постановлением АКСНД от 28.12.2004 N 531) регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, проживающих на территории Алтайского края в ст.4 установлены дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пункт 3 данной статьи 4 предусматривает, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается администрацией Алтайского края.
Такой порядок разработан в постановлении администрации Алтайского края от 15.01.2008 N 8 "Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края".
Ст. 3 Положения установлены условия предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года (ст.3.1).
Системный анализ приведенного выше законодательства, подлежащего применению в совокупности, поскольку оно регулирует спорные правоотношения, позволяет определить лиц, имеющих право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья как лиц, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, при отсутствии у них жилой площади, а именно не имеющих жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, и которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.
Более того, получение субсидии носит заявительный характер, в соответствии с приведенным выше положением.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В связи с тем, что в Алтайском крае отсутствует краевой жилищный фонд, то Администрацией Алтайского края было принято постановление от 15.01.2008г. N 8 "Об утверждении положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья гражданам Российской Федерации из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края".
Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности
, которым на момент постановки на учет нуждающегося в жилье и обращением с письменным заявлением на получение субсидии на приобретение или строительство жилья не исполнилось 23 года.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Мартусь В.В. в период с **** года по **** находился в ***детском доме, расположенным в ****.
С **** по **** год находился в **** детском доме Локтевского района Алтайского края.
С **** по **** года истец обучался в ПУ N***. Не окончив этого учреждения, в 17 лет, был осужден и отбывал наказания в местах лишения свободы.
По окончанию срока отбывания наказания не реализовал свое права на постановку на учет как нуждающийся в жилье.
В соответствии со справкой N **** от **** г. Мартусь В.В. являлся воспитанником ГОУ "**** детский дом" и находился на полном государственном обеспечении с ***** г. по ***** г.
Согласно справке от ***** года и справке КГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "***** детский дом N1 ***" Матусь В.В. в период с **** года по **** года являлся воспитанником *** детского дома N1 г. Горняк Локтевского района и находился на полном государственном обеспечении. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.
Архивной справкой N**** от **** г. и справкой КГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "**** детский дом N1 ***" подтверждается обучение истца в среднем профессионально-техническом училище N ***** в период с *** г. по **** г. (отчислен в связи с лишением свободы).
Согласно, справок, выданных Учреждениями УБ-** и ЛИУ-** Мартусь В.В. отбывал наказание в период с *** г. по *** г. и с **** г. по **** г. соответственно.
Мартусь В.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял, жилым помещением не обеспечивался, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, не получал.
Согласно отзыву администрации Железнодорожного района города Барнаула Мартусь В.В. с заявлением о предоставлении субсидии, а также о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обращался.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент отчисления Мартусь В.В. из КГОБУ НПО "ПУ N***" г. Барнаула, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Д ля предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (либо ранее до 1.03.2005 года в порядке п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР) необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года).
Поскольку Федеральный закон N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вступил в силу с 21.12.1996 года
, на этот момент истцу исполнилось *** лет, следовательно, положения статьи 1 данного Закона о распространении льгот на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста в отношении Мартусь В.В. не подлежат применению .
Таким образом, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, которые содержатся в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ, не распространяются на Мартусь В.В., поскольку по достижению возраста 23 лет ( в нacтoящee время ему ***
год) истец утратил статус ребенка-сироты, ребенка, оставшихся без попечения родителей (до 18 лет), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от 18 до 23 лет) , а также в связи с нарушением федерального законодательства, законодательства Алтайского края о порядке предоставлении гарантии государства на жилье детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Кроме того, Мартусь В.В., требуя право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья как гражданином Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающей на территории Алтайского края, за счет средств краевого бюджета, должен был предоставить следующий перечень документов:
1) документальное подтверждение статуса лица из числа детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
2) постановление органов местного самоуправления о постановке на учет лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как нуждающиеся в жилье по месту регистрации;
3) заявление о предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья;
4) регистрацию (прописку) по месту подачи заявления.
Перечисленные выше документы истцом представлены не были, обстоятельства, указываемые истцом не подтверждены документально.
Учитывая, доводы кассационной жалобы о том, что истец не имел необходимых документов, собрать которые не мог в связи с тем, что длительное время находился в местах лишения свободы, поэтому не смог воспользоваться своим правом и встать на учет в органах местного самоуправления для получения жилья, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку неоднократное помещение лица в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, не является уважительной причиной не реализации своего права в установленном законом порядке. Мартусь В.В. имел право заявить свои права на постановку на учет в установленном законом порядке, однако, не воспользовался данным правом .
По изложенным основаниям доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание ввиду своей несостоятельности.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Мартусь В.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.