Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда по делу N 33-1809/13
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Мокрушиной В.П., Пасынковой О.М.
при секретаре Федотовой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула, администрации Центрального района города Барнаула о возложении обязанности очистить земельный участок.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд с иском к администрации г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула, администрации Центрального района г. Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов на земельном участке вдоль грунтовой дороги от ст. "адрес" до "адрес" , в ленточном бору, площадью более "данные изъяты" "данные изъяты" - на каждом съезде с дороги вглубь леса, на расстоянии "данные изъяты" дороги и на земельном участке, расположенном в "данные изъяты" . от "адрес" (левый берег), напротив строящихся домов по "адрес" "адрес" в "адрес" , не имеющих номерных знаков, площадью "данные изъяты" обязать администрацию "адрес" организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых отходов на земельном участке вдоль грунтовой дороги от ст. "данные изъяты" до "адрес" , в ленточном бору, площадью более "данные изъяты" - на каждом съезде с дороги вглубь леса, на расстоянии "данные изъяты" от дороги и на земельном участке, расположенном в "данные изъяты" от "адрес" (левый берег), напротив строящихся жилых домов по "адрес" "адрес" в "адрес" , не имеющих номерных знаков, площадью "данные изъяты" . путем очистки земельных участков от отходов в срок до ДД.ММ.ГГ ; обязать администрацию "адрес" принять участие в очистке от отходов на земельном участке вдоль грунтовой дороги от "адрес" до "адрес" в ленточном бору, площадью более "данные изъяты" - на каждом съезде с дороги вглубь леса, на расстоянии "данные изъяты" от дороги и на земельном участке, расположенном в "данные изъяты" от "адрес" (левый берег), напротив строящихся жилых домов по "адрес" "адрес" в "адрес" , не имеющих номерных знаков, площадью "данные изъяты" м. путем очистки земельных участков от отходов в срок до ДД.ММ.ГГ .
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Барнаула с привлечением специалистов Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. Установлено, что на земельном участке, площадью более "данные изъяты" ., вдоль грунтовой дороги от "адрес" до "адрес" в ленточном бору почва загрязнена свалками твердых бытовых отходов и строительным мусором. Состав отходов: пластиковая и бумажная тара, пластиковые бутылки и металлические банки, бой стекла, строительный мусор, упаковочные материалы и т. "адрес" загрязнение территории, площадью более "данные изъяты" . установлено на земельном участке, расположенном в "данные изъяты" от "адрес" (левый берег), напротив строящихся жилых домов по "адрес" "адрес" в "адрес" .
Согласно Уставу муниципального образования администрация г. Барнаула должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды (п.10 ст. 55 Устава). Согласно Положения о Центральном районе г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 г. N 75, администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района. При этом мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, администрация г. Барнаула обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, а администрация Центрального района г. Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий.
Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли и угрозе загрязнения спорного объекта, несанкционированное складирование отходов причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ суда исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации г. Барнаула, администрации Центрального района г. Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов на вышеуказанных земельных участках; на администрацию г. Барнаула возложена обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых отходов на этих земельных участках в срок до ДД.ММ.ГГ , а на администрацию "адрес" возложена обязанность принять участие в очистке от отходов этих земельных участков в срок до ДД.ММ.ГГ .
В апелляционной жалобе администрация "адрес" просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь в обоснование на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, обязание администрацию "адрес" самостоятельно ликвидировать несанкционированные свалки не основано на законе, удаление отходов производится специализированными организациями; решение суда затрагивает права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле; прокурором не приведено доказательств отсутствия надлежащей организации сбора, вывоза и утилизации отходов; органы местного самоуправления не обладают полномочиями для предотвращения несанкционированного складирования отходов на земельные участки; недопустимо вмешательство в деятельность органа местного самоуправления, направленное на понуждение выделения денежных средств, не предусмотренное в бюджете на соответствующие цели; судом не дана оценка тому, что возникшие между прокурором и администрацией правоотношения носят административный характер, поэтому в силу п.3 ст.2 ГК РФ в ним не применяется гражданское законодательство; защита государственных интересов в данном случае невозможна в порядке гражданского судопроизводства посредством предъявления иска; в связи с этим судья районного суда должен был прекратить производство по делу; решение суда является неисполнимым, поскольку неясно, на каком съезде, с дороги, надлежит ликвидировать несанкционированную свалку.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Фомину П.В. , возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Судом установлено, что на земельном участке вдоль грунтовой дороги от "адрес" до п. "адрес" площадью более "данные изъяты" .м. и на земельном участке, расположенном в "данные изъяты" . от "адрес" , напротив строящихся жилых домов по "адрес" "адрес" в "адрес" , площадью более "данные изъяты" ., имеются свалки твердых бытовых отходов и строительного мусора. Состав отходов: пластиковая и бумажная тара, пластиковые бутылки и металлические банки, бой стекла, строительный мусор, упаковочные материалы. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра объекта Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, от ДД.ММ.ГГ и не оспаривается сторонами.
Установлено, что данные земельные участки для размещения свалки отходов не выделялись. Доказательств того, что предпринимались какие- либо конкретные действия по ликвидации данных свалок со стороны администрации г. Барнаула и администрации Центрального района г. Барнаула, суду не представлено
Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещен сброс отходов производства потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Такая же норма содержится в ст. 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае".
Согласно п.п. 19, 55 Устава городского округа- города Барнаула Алтайского края к полномочиям администрации г.Барнаула относится обеспечение проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 6 ст. 15 Положения о Центральном районе г.Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 75, администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района.
При этом п. 2.1 Положения об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 02 октября 2009 года N 182, предусмотрено, что мероприятия по охране окружающей среды в границах г.Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что администрация г.Барнаула обязана принять меры по очистке земельного участка от отходов, а администрация Центрального района г.Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий.
Вместе с тем, по делу установлено, что ответчики в нарушение приведенных требований законодательства допустили бездействие по реализации вышеуказанных полномочий, нарушив тем самым права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Довод жалобы о том, что отраслевым органом местного самоуправления в сфере благоустройства является комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, а удаление отходов с несанкционированных свалок производится специализированными организациями, не принимается во внимание, поскольку указанные обстоятельства не снимают с ответчиков обязанности по осуществлению возложенных полномочий по организации деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления.
Довод апелляционной жалобы о том, что на администрацию г.Барнаула законом возложена только обязанность по организации действий по сбору, вывозу и утилизации отходов и она выполнена, опровергается материалами дела, которые подтверждают факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов, что свидетельствует об отсутствии надлежаще организованной деятельности по сбору, вывозу и утилизации отходов.
Утверждение администрации г. Барнаула о том, что избранный прокурором способ защиты - обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованием о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки не допустим, а потому производство по иску прокурора подлежало прекращению, не принимается во внимание.
Наличие на территории муниципального образования несанкционированных свалок свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При этом, право прокурора на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 28.07.2009 N 78-Впр09-21.
Выводы, которые содержит апелляционная жалоба со ссылкой на названный судебный акт, следует признать ошибочными.
Не принимаются во внимание как не состоятельные доводы жалобы о том, что решением затрагиваются права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле.
Довод апелляционной жалобы о том, что в изложенной редакции решение суда является неисполнимым, поскольку из резолютивной части невозможно определить конкретный земельный участок подлежащий очистке от бытовых отходов, не является основанием к отмене решения суда. В случае необходимости ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда в порядке ст.202 ГПК РФ.
На основании изложенного апелляционная жалоба администрации г. Барнаула удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.