Решение Алтайского краевого суда по делу N 3-5/2013
(Извлечение)
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего: Кулеш О.А.
при секретаре: Толстихине П.В.
с участием прокурора Фроловой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об оспаривании в части закона Алтайского края "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края",
УСТАНОВИЛ:
Алтайское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с заявлением об оспаривании пунктов 4,5,6,7,9 части 2 статьи 3-1 и части 4 статьи 10-1 Закона Алтайского края "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края" от 31 декабря 2004 года N 76 (с изменениями, внесенными законом Алтайского края "О внесении изменений в Закон АК "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края" от 5 декабря 2012 года N 92-ЗС).
Заявление мотивировано тем, что пунктами 4,5,6,7,9 части 2 статьи 3-1 вышеуказанного закона установлены места, в которых запрещено проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций. Данные нормы противоречат части 1 и части 2.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, поскольку системное толкование названной нормы Федерального закона исключает любую возможность запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах, закрепленных не федеральным законом. Запрет на проведение публичных мероприятий в местах, определенных оспариваемыми нормами, является необоснованным и введен не в целях защиты прав свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, само по себе проведение публичных мероприятий в указанных местах не нарушает установленных Федеральным законом принципов запрета проведения публичных мероприятий на основании закона субъекта Российской Федерации. Запрет на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, определенных пунктами 4-7,9 части 2 статьи 3-1 закона Алтайского края, является недопустимым, поскольку федеральное законодательство такого не запрета не содержит.
Установление оспариваемой нормой предельной заполняемости специально отведенного места из расчета один человек на один квадратный метр противоречит части 1.2 статьи 8 названного Федерального закона, поскольку ограничивает достижение целей публичного мероприятия.
Заявитель также ссылается на нарушение оспариваемыми нормами конституционных прав, предусмотренных статьей 31 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, считает, что введенные ограничения нарушают права Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на проведение публичных мероприятий.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО . настаивал на заявленных требованиях, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении.
В судебном заседании представители заинтересованного лица ФИО, ФИО . заявленные требования не признали, поскольку оспариваемые нормы приняты Алтайским краевым Законодательным Собранием в пределах своих полномочий и не противоречат действующему федеральному законодательству.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя ФИО 5 ., представителей заинтересованного лица Алтайского краевого Законодательного Собрания ФИО ФИО , прокурора ФИО , суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 73 Устава (Основного закона) Алтайского края (далее по тексту Устав) Алтайское краевое Законодательное Собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Алтайского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Алтайского края в пределах полномочий Алтайского края.
Положениями статьи 74 Устава установлено, что Алтайское краевое Законодательное Собрание реализует свои полномочия посредством принятия законов Алтайского края и иных правовых актов нормативного и ненормативного характера.
Согласно статье 27 Закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС принятие нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Алтайского края, Регламентом Алтайского краевого Законодательного Собрания.
В соответствии с положениями статьи 7 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2).
Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 4).
Аналогичные положения закреплены в статье 74 Устава и
Регламенте Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 29 декабря 2004 года N 548 принят Закон "О порядке собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края" (далее по тексту Закон N 76-ЗС).
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 декабря 2012 года N 593 принят закон "О внесении изменений в закон Алтайского края "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края" от 5 декабря 2012 года, в соответствии с которым закон N 76 - ЗС дополнен статьями 3 -1 и 10-1.
Проекты законов N 76-ЗС и N 92-ЗС рассмотрены в двух чтениях, указанные нормативные правовые акты приняты большинством голосов от установленного числа депутатов и опубликованы в газете "Алтайская правда" NN 10-11 от 20 января 2005 года и NN 376-379 от 8 декабря 2012 года, зарегистрированы в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3-1 Закона N 76-ЗС (в действующей редакции) к местам, в которых запрещено проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся:
территории, располагающиеся ближе пятидесяти метров от зданий и территорий, занимаемых территориальными органами и их подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 4);
здания, помещения, сооружения детских, образовательных, культовых, медицинских организаций, детские площадки, иные места, предназначенные для массового пребывания несовершеннолетних, и территории, располагающиеся ближе пятидесяти метров от них (пункт 5);
объекты связи, торговые и развлекательные комплексы (центры), рынки, остановки общественного транспорта и территории, располагающиеся ближе пятнадцати метров от них (пункт 6);
территории, непосредственно прилегающие к жилым домам (пункт 7);
территории, располагающиеся ближе пятидесяти метров от зданий, занимаемых администрацией Алтайского края, администрациями муниципальных образований, располагающихся на территории Алтайского края, за исключением случаев проведения шествий и демонстраций (пункт 9).
Для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и
выражения общественных настроений, а также для массового присутствия
граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу
актуальных проблем преимущественно общественно - политического
характера на территории Алтайского края определяются специально
отведенные или приспособленные для этих целей места (далее
специально отведенные места). Специально отведенные места
определяются Администрацией Алтайского края на основе предложений администраций муниципальных образований. Перечень специально отведенных мест подлежит обязательному опубликованию ( часть 3 статьи 3-1 Закона N 76-ЗС).
Положениями части 4 статьи 10-1 закона N 76-ЗС предусмотрено, что норма предельной заполняемости специально отведенного места определяется из расчета один человек на один квадратный метр.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ (далее по тексту Закон N 54-ФЗ) законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 8 закона N 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие проводится в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1).
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально определенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно - политического характера места (далее специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1).
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2).
В силу части 4 статьи 3 ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ (далее по тексту Закон N 65-ФЗ) законы субъектов Российской Федерации, указанные, в том числе, в частях 1.1, 2.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" должны быть приняты и вступить в силу не позднее 31 декабря 2012 года.
Таким образом, оспариваемые нормы приняты Алтайским краевым Законодательным Собранием в пределах предоставленных ему полномочий, нормативный правовой акт, содержащий оспариваемые нормы, принят в надлежащей форме, соблюдены правила введения его в действие, в том числе правила опубликования.
Суд отвергает довод заявителя о том, что места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, могут быть установлены только Федеральным законом как основанный на неправильном толковании закона.
Из вышеуказанных положений законов N 54-ФЗ и N 65-ФЗ прямо вытекает не только право, но и обязанность субъекта Российской Федерации дополнительно определить места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.
Функциональное назначение зданий, сооружений, помещений и территорий, указанных в частях 4,5,6,7,9 части 2 статьи 3-1 Закона N 76-ФЗ, свидетельствует о том, что установленный этими нормами запрет отвечает целям, закрепленным в части 2.2 Закона N 54-ФЗ, в связи с чем, довод заявителя об обратном, является несостоятельным.
Довод о неопределенности границы территории, прилегающей к жилым домам, не может быть принят во внимание, поскольку в пункте 9 статьи 2 Закона N 54-ФЗ под территориями, непосредственно прилегающими к зданиям и другим объектам, понимаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства. Данная норма вполне определенно указывает на органы публичной власти, полномочные устанавливать границы соответствующей территории, и на нормативную правовую основу, которой при этом должны руководствоваться указанные органы.
Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 573-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Шаклеина Владимира Андреевича положениями пункта 9 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации".
Ссылка на то, что для определения прилегающей территории организатору публичного мероприятия необходимо будет получить кадастровый паспорт земельного участка, не основана на положениях Закона N 76-ЗС, которыми такая обязанность не предусмотрена.
Довод заявителя о том, что норма предельной заполняемости специально отведенного места, установленная частью 4 статьи 10-1 закона N76-ЗС, ограничивает достижение целей публичного мероприятия, не может быть принят во внимание, поскольку при соблюдении указанной нормы участники массового мероприятия имеют возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Ссылка на то, что в Алтайском крае, г.Барнауле отсутствуют места, в которых публичные мероприятия численностью более 1 000 человек можно было бы провести, не нарушая данную норму, также не принимается во внимание, поскольку является голословной. Кроме того, предельная заполняемость установлена только в отношении специально отведенного места. Следовательно, организаторы собрания, митинга, демонстрации, пикетирования имеют возможность в предусмотренном законом порядке реализовать свое право на участие в публичном мероприятии в любом другом месте без соблюдения указанной нормы.
Ссылка заявителя на нарушение прав, предусмотренных ст.31, Конституции Российской Федерации, является несостоятельной. В силу ч.З ст.5 5 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае федеральным законом предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации по дополнительному определению мест, в которых запрещено проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований, а также установлению нормы предельной заполняемости специально отведенных мест.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый
нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку в данном случае оспариваемые нормы Закона N 76-ЗС не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании недействующими пунктов 4,5,6,7,9 части 2 статьи 3-1, части 4 статьи 10-1 закона Алтайского края "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирований на территории Алтайского края" от 31 декабря 2004 года N 76-ЗС оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алтайский краевой суд.
Председательствующий
Кулеш О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.