Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 декабря 2013 года по делу
по иску Бадицкого В.А. к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадицкий В.А., действуя через своего представителя Соснова Е.А., обратился в суд с иском к ООО "УК "Надежда", в котором просил признать незаконным бездействие ООО "УК "Надежда" по не доведению в течение суток с момента обнаружения предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества информации до потребителя о причинах и продолжительности нарушения качества коммунальных услуг за июнь 2013 года; взыскать с ООО "УК "Надежда" в пользу Бадицкого В.А. компенсацию морального вреда в размере 1 "данные изъяты" руб., юридических услуг, штраф.
В обоснование требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" потребителем коммунальных услуг, в том числе услуги по горячему водоснабжению. Обслуживающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги в указанном доме, является ООО "УК "Надежда", которое несет обязанность по поставке горячей воды надлежащего качества, производству начислений, расчетов за поставленные коммунальные ресурсы и уведомлению о нарушении качества предоставления услуги. С 01 сентября 2012 года Правилами предоставления коммунальных услуг введен порядок уведомления о предоставлении услуги ненадлежащего качества, согласно которому в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. В нарушение установленных требований, ответчик не производит информирование жителей дома об оказании коммунальных услуг ненадлежащего качества и не производит перерасчет оплаты за предоставление таких услуг. Бездействием ответчика истцу причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в размере "данные изъяты" руб.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 декабря 2013 года исковые требования Бадицкого В.А. удовлетворены частично.
Судом постановлено признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" в части не доведения в течение суток с момента обнаружения предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества информации до потребителя о причинах и продолжительности нарушения качества коммунальной услуги за июнь 2013 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" в пользу Бадицкого В.А. в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" рублей, в счет возмещения расходов по оплате юридических услуг "данные изъяты" рублей, всего взыскать "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части требований Бадицкого В.А. к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" в доход муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на ненадлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, что привело к невозможности предоставления доказательств, опровергающих заявленные исковые требования.
Решением общего собрания собственников дома по адресу: Алтайской край, "адрес" от ДД.ММ.ГГ утвержден способ извещения о поставке коммунальных услуг, путем вывешивания объявлений на информационных стендах в подъездах. Управляющая организация ежемесячно вывешивает на информационные стенды объявления о причинах и продолжительности поставки потребителя коммунальных услуг ненадлежащего качества. Управляющая компания ежемесячно производит отчет о потреблении тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и предоставляет его энергоснабжающей организации для перерасчета. Указанный отчет содержит сведения о предоставлении услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества. В июне 2013 года действительно предоставлялась указанная услуга ненадлежащего качества, однако, данная информация вывешивалась на информационные стенды, расположенные в каждом подъезде дома на первом этаже.
Кроме того истцу ежемесячно производится перерасчет по горячему водоснабжению в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В письменных возражениях представитель истца Соснов Е.А. просил оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обстоятельства нарушения прав истца не предоставлением ответчиком информации об оказании коммунальной услуги ненадлежащего качества установлены. При этом суд правомерно исходил из того, что спорные правоотношения регулируются нормами Закона РФ "О защите прав потребителей".
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 635) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Согласно п. 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Согласно п. 2.4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бадицкий В.А. является собственником "адрес" , в г.Рубцовске. Управление указанным многоквартирным домом осуществляется ООО "УК "Надежда".
В июне 2013 года жителям многоквартирного жилого дома по "адрес" , в том числе и Бадицкому В.А. предоставлялась коммунальная услуга по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, а именно, температура горячей воды была менее установленной 60 градусов цельсия. Указанные обстоятельства подтверждаются актом *** от ДД.ММ.ГГ о поставке коммунальных услуг за июнь 2013 года, из содержания которого следует, что ответчиком за июнь 2013 года произведен перерасчет по горячему водоснабжению по температуре, отчетом о потребленной тепловой энергии и теплоносителя за июнь 2013 года.
Материалы дела не содержат доказательств по доведению ответчиком в течение суток до потребителя информации о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о наличии у суда оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу вышеизложенного, достаточным условием для удовлетворения иска потребителя о компенсации морального вреда, является установленным факт нарушения его прав.
Доводы жалобы ответчика о его ненадлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, судебной коллегией отклоняются как опровергающиеся материалами дела, а именно, уведомлением о вручении, полученным им ДД.ММ.ГГ , из содержания которого следует, что ответчик о времени и месте судебного заседания, назначенного слушанием на ДД.ММ.ГГ извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью на уведомлении.
Не являются основанием к отмене решения доводы жалобы со ссылкой на надлежащее уведомление потребителей о предоставлении услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества путем вывешивания в июне 2013 года на информационные стенды соответствующих объявлений, как бездоказательные. Предоставление же к апелляционной жалобе копии объявления, содержащего информацию о предоставлении ответчиком указанной коммунальной услуги не надлежащего качества, основанием к отмене решения не является, так как при разрешении спора по существу ответчиком указанные доказательства предоставлены не были, уважительных причин невозможности предоставления таких доказательств материалы дела не содержат. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства размещения данного объявления на информационном стенде в установленные законом сроки.
Иные доводы жалобы во внимание судебной коллегии не принимаются, сводятся к ежемесячному информированию ответчиком жителей дома о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и произведению перерасчета за оказанные коммунальные услуги ненадлежащего качества, в то время как сроки и порядок предоставления такой информации установлены вышеприведенными правовыми нормами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.